ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #31. 19 августа 2011.
Московская арт неделя.

Середина августа. Наивное искусство в Царицыно и Фонде «Эра» (в рамках Фестиваля коллекций современного искусства ГЦСИ), Хаим Сокол на Винзаводе>
В Фонде «Эра» (Трубниковский пер. 13, стр. 1) - «О наивном и вечном на Земле» - живопись и деревянная скульптура Елены Волковой, Василия Григорьева, Михаила Ржанникова, Александра Суворова>
Термин «наивное искусство» ассоциируется у любителей прекрасного, прежде всего с провинциальными портретами неизвестных русских художников и живописью Анри Руссо и Нико Пиросмани. Иногда еще - с «народной иконой», так называемыми «краснушками», «чернушками», «полосатыми» и проч. Одним словом, наивное – значит непрофессиональное, неученое. Не получил высшего художественного образования, мало ходил в школу – значит ты – представитель наивного искусства. А как же тогда наш мэтр Анатолий Осмоловский? Или Джефф Кунс, самый дорогой американский художник, который, как написано в Википедии, «будучи подростком, посещал школу при Художественном институте Чикаго и Мэрилендский художественный колледж» - и все. Неужели они – наивные представители искусства, эти звезды контемпорари арта? Нет, конечно. Настоящее наивное искусство долготерпеливо и многомилостиво, как любовь, простодушно и неискушенно, как провинциалка. Именно такое, наивное, и представлено в экспозиции Фонда «Эра».
Произведения Елены Волковой, Василия Григорьева, Михаила Ржанникова и Александра Суворова – это настоящая классика российского наивного искусства.


Самая известная художница из всех четырех, Елена Волкова родилась в 1915 году. Ее библейские звери, рыбы и птицы давно получили мировую славу. Сюжеты и  персонажи художницы практически никогда не меняются, но и никогда не остаются прежними – вот в чем парадокс и гениальность! Один из самых популярных образов Елены Андреевны – «Лев в обнимку с зайчиком» («Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда»; Ветхий Завет; Книга пророка Исайи) - не теряет актуальности. И не потеряет. Никогда.
Второй классик наивного искусства, Василий Григорьев, родился в 1914 году в городе Киржаче. Писал Василий Васильевич веселые и яркие натюрморты (Ларионов? Машков?), нежнейшие пейзажи городков, пригородов. Работал Василий Васильевич художником-оформителем, а иногда председателем колхоза или директором пионерлагеря. Писал свои картины маслом на бумаге и продавал на
Сухаревском рынке. Умер Василий Григорьев в 1994 году в возрасте восьмидесяти лет, как говорят вполне счастливым.
Третий художник, Михаил Александрович Ржанников (1930-2004), родился на Урале, жизнь прожил в городе Липецке, там же умер. Первая его картина была сделана на простыне, «чтобы в доме был ковер». Его «ковровая» живопись, (по-хорошему ковровая) представляет сцены охоты и рыбалки, огородничества и собирательства. А еще есть у него огромные букеты, горы овощей, фруктов, ягод…
Четвертый классик, Александр Васильевич Суворов (1913-1999) жил и работал в Тверской области, в деревне Волнога. Рисовал пейзажи, правда не с натуры. (Но кто ж с натурой-то работал до импрессионистов, да и сейчас, кто работает?) Его идиллические ландшафты, окрестности родной деревни Волнога, совершенно узнаваемы, хоть и не с натуры писаны. Говорят, что в старости вкусы и чувства притупляются. Старики плохо слышат, плохо видят, невкусно готовят. Здесь же все ярко, свежо и вкусно. (На выставке представлены произведения последних лет жизни  художников, проживших долгую жизнь. Да и рисовать они, как правило, начинали не в ранней молодости), Так что, есть еще время, чтобы убедиться, что времени не существует.

До 23 августа>
В Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно» - «В поисках утраченного времени. Современный русский наив».
В «Царицыно» экспозиция больше и по количеству авторов, и по количеству работ. Здесь представлено сразу несколько коллекций. Художников восемь: Елена Андреевна Волкова, Сергей Иванович Горшков, Владимир Николаевич Зазнобин, Павел Петрович Леонов, Александр Павлович Лобанов, Любовь Михайловна Майкова, Алексей Гаврилович Пичугин, Василий Тихонович  Романенков.
Среди участников, есть не только персонажи вполне идиллические, жившие в гармонии с небом и землей. Есть очень даже трагические персонажи, с жизнью, что называется, не дай тебе Господи. Не станем повторять биографию гениального Павла Петровича Леонова (artinfo писал о двух его московских выставках – еще при жизни художника), а вспомним об Александре Павловиче Лобанове (1924- 2003). Экспонируемые на выставке работы художника собраны француженкой Доминик де Миско для будущего фонда Александра Лобанова. Фонд этот занимается изучением и популяризацией наследия художника, превращая его в мегазвезду, чего не мог себе даже представить Александр Павлович, родившийся в городе Мологе в семье лодочника. Когда он в 7 лет переболел менингитом и потерял слух, то был признан  слабоумным. А когда повзрослел, то был определен впсихбольницу пожизненно. С 1953 (ему всего 29 лет!) он  постоянно, до самой смерти живет в Ярославской психбольнице «Афонино». И проживает долгую жизнь в семьдесят девять лет! Может быть потому, что рисует? Рисует: себя, Сталина, героев революции, оружие, охоту, «несчастный случай». Рисунки сопровождает текстами. Конечно, арт-терапию практикуют во всех европейских психушках. Но не все несчастные гениально рисуют. Все художники на этой выставке кажутся либо гениальными, либо сумасшедшими. Хотя, по большому счету, не одно ли это и тоже? Вот, например, крашенная деревянная скульптура (рельефы) Алексея Пичугина. Что вы скажете об ивановском «Явления Христа народу», вырезанным из липы и раскрашенным под оригинал? Гениально или безумно? А как насчет раскрашенных Адамов и Ев деревенского плотника Владимира Зазнобина? Есть еще эзотерические рисунки Василия Романенкова. Есть целый стол, сервированный тридцатью предметами от Сергея Ивановича Горшкова: селедка под шубой, курица, хлеб, колбаса, яичница глазунья, рыба, торт, арбуз, пиво, Советское шампанское и т. д. Одним словом - вкусная и здоровая пища. Есть и сама «Книга о вкусной и здоровой пище». Только все это – деревянное. Но это уже не совсем наивное искусство. Но смотреть все равно надо.

До 11 сентября>
В Галерее М&Ю Гельман на ВИНЗАВОДе - Хаим Сокол. «Свидетель»
Российско-израильский художник Хаим Сокол, давно и хорошо известный отечественной публике, как-то до сих пор считается в Москве художником молодым. Хотя он сам говорит про себя, что «вот уже мне 38 лет, и даже по возрастному критерию, я не молодой художник». Действительно, художник он вполне зрелый, умелый и  умный. Мастер текстов и инсталляций, он здорово работает и с тем, и с другим. Часто Хаима Сокола относят к младоконцептуальной ветви большого арт-дерева, выращенного в московском саду. Однако для концептуалиста он слишком горяч и прям. Этот проект, «Свидетель», он посвящает евреям и гастарбайтерам, Вене и Москве, всему миру.
Вот что художник пишет в своем авторском тексте: «Зимой этого года я поехал в Вену в трехмесячную резиденцию для художников. В Европе я, естественно, бывал неоднократно, к тому же я и сам являюсь гражданином страны-участника конкурса Евровидение. Так что никакого «культурного шока» я не испытал. И тем не менее в чистой, чрезвычайно удобной для жизни Вене я сразу испытал чувство внутреннего дискомфорта, незнакомое мне по «немытой» России. Вскоре я осознал причину этого душевного недомогания. Дело в том, что впервые в жизни (во всяком случае в сознательном возрасте) я достаточно надолго оказался в стране, где когда-то массово и с несомненным успехом истребляли евреев… В этот же период я съездил в концлагерь Маутхаузен, в трех часах езды от Вены. Удивительным образом ни в Вене, ни, что еще более странно, в Маутхаузене я не испытал ни ужаса, ни боли, ни отвращения. Только все тот же дискомфорт. Меня не покидало ощущение дежавю, что я все это уже видел, все испытал. Более того, все это продолжается и сейчас… Проще говоря, ничего по большому счету не изменилось со времен Освенцима, только в роли евреев сегодня выступают беженцы, нелегальные иммигранты, гастарбайтеры, да и мы все. «Лагерь, глубоко укоренившийся в Городе, - это новый биополитический номос планеты». И в этом смысле Вена мало отличается от Москвы. В такой ситуации я, как художник, должен только свидетельствовать. Именно несообщать, а свидетельствовать, как непосредственный участник происходящего».
Эта выставка отличается от всех других, считает Хаим Сокол. «Может быть она даже слабая, в сравнении с выставками, где все у меня было очень продуманно, где всему полагается свое объяснение. Но я рад этой слабости, Здесь есть какой-то провал, который я осознанно оставил». Но так называемый провал и слабость оборачиваются силой. (Слабость силы и сила слабости). И хороший инсталлятор Хаим Сокол оставляет экспозицию без доминирующего элемента. Возможно намеренно, в этой тотальной инсталляции нет ни центра, ни периферии. Что здесь главное? Может быть закольцованное видео с актером Евгением Урбанским, рубящим лес? (Фильм «Коммунист» Юлия Райзмана, 1957 года, получивший Венецианского Льва в 1958). Рядом, на полу лежит ржавое знамя - прямой посыл к Гелию Коржеву. Или может быть – главное – это неоновая надпись «Дезенфекция», написанная по-немецки как «Desinfektion»? «Я увидел точно такую же, написанную таким же шрифтом на душевой в лагере смерти Маутхаузен, в Австрии. Красиво так, с вензелечками было написано, в цвете, со старанием сделано. И я тогда еще подумал, что надо ее в неон перевести. А там она была на серой двери такая желтенькая, с красными вкраплениями». А может быть, центром композиции может стать видео с бездомной собакой («Свидетель»), снятое в пешеходном переходе? Или постановочное видео под названием «Рим», с группой киргизских гасторбайторов, завернутых в половые тряпки как в тоги? Но ведь есть еще и панно из таких же половых тряпок, внутри которого вырезана дыра в виде карты СССР. Может быть это – композиционный центр? Есть и фреска на строительном пергамине, используемом в асфальтовых работах гастарбайторами. А еще в углу лежит крыса. Дохлая. Ее не сразу заметишь Очень похожа на настоящую. Внутри живота вместо червей – солдатики. Называется объект «Бешенство». Кто страдает вермифобией, земмифобией или некрофобией или еще какой-нибудь фобией, смотреть не рекомендуется.

До 15 сентября>

МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #30>
Московская арт неделя. 11 августа 2011. Начало августа. Фестиваль личных коллекций в ГЦСИ, Диана Мачулина и Чема Мадос в МАММ>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #29>
Московская арт неделя. 2 августа 2011. Конец июля, начало августа: Константин Латышев на Винзаводе, анонимное искусство в арт-пространстве Spider & Mouse, Даниил Баюшев в галерее «Глаз»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #28>
Московская арт неделя. 16 июля 2011. Вторая половина июля: молодое искусство в Ермолаевском переулке, Мюриэль Руссо-Овчинников в V-Art gallery, Керим Рагимов и Роман Сакин, на ВИНЗАВОДе (если еще не успели посмотреть)>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #27>
Московская арт неделя. 14 июля 2011. Первая половина июля: японцы и конголезцы в Гараже, «Домашнее видео» на Гоголевском бульваре, Юрий Великанов в Галеев Галерее>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #26>
Московская арт неделя. 7 июля 2011. Начало июля: Фабио Виале в Гараже, Леонид Сохранский и Михаил Косолапов, Наталья Стручкова, Максим Илюхин - на ВИНЗАВОДе>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #25>
МАН (Московская арт неделя. 27 июня 2011 Конец июня: видеоарт Медиа Форума, живопись нонконформистов и фотографии Игоря Палмина>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #24>
МАН (Московская арт неделя. 20 июня 2011 Середина июня: световые эксперименты Джеймса Таррелла, еврейский театр Бориса Аронсона, живопись Веры Преображенской>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #23>
МАН (Московская арт неделя. 9 июня 2011 Начало июня: Шедевры ХХ века из Валенсии, «Frame Break» Наташи Смолянской и узбеки в «Инжире»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #22>
МАН (Московская арт неделя. 29 мая 2011 Конец мая: «Бедное искусство» из Castello di Rivoli, Маша Чуйкова с «Рыбным заказом» и Лиза Плавинская с «Розами и Азорами»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #21>
МАН (Московская арт неделя. 15 мая 2011 Середина мая на ВИНЗАВОДе: Ирина Штейнберг, Василий Цаголов, Таня Пёникер>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #20>
МАН (Московская арт неделя. 5 мая 2011 Альтернативная мода до прихода глянца в Гараже, и революционное искусство на ВИНЗАВОДе>

МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #19>
МАН (Московская арт неделя. 28 апреля 2011 Конец апреля: Нью-Йорк в «Гараже», Юрий Злотников в ММСИ и космическая одиссея на Фабрике>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #18>
МАН (Московская арт неделя. 11 апреля 2011 Выставки начала апреля: на Винзаводе science art, Павел Полянский и Анна Титова, в Руине – Алексей Народицкий и Павел Челищев – на Рублевке>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #17>
МАН (Московская арт неделя. 2 апреля 2011 Информационно- насыщенные выставки конца марта - начала апреля: лауреаты «Инновации», испанцы, русский авангард, ярмарка графических искусств>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #16>
МАН (Московская арт неделя. 27 марта 2011 Новые выставки на ВИНЗАВОДе: фотографии Сергея Браткова, Рене Эфенди, Даши Ястребовой и еще много коллажей и объектов>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #15>
МАН (Московская арт неделя. 19 марта 2011 Середина марта: Елена Китаева в «Stella Art Foundation, открытие фестиваля «Мода и стиль в фотографии», «Куба в революции» в «Гараже», Евгений Антуфев в «White gallery», Георгий Кизевальтер в ММСИ>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #14>
МАН (Московская арт неделя. 11 марта 2011 Начало марта получилось нескучное: «Фантомные монументы» в «Гараже», Ростан Тавасиев в галерее «Айдан» и питерские художники в «Экспо -88»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #13
Блиц-выставки февраля-начала марта: Ольга Солдатова в VP-Studio, Витас Стасюнас в ГЦСИ, Борис Булгаков в «Розе Азора» и «Книга Букв» в М”АРСе
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #12 17 февраля 2011>
В феврале смотрим: цифровое искусство в «Гараже» и венцев в Фонде Общества поощрения художеств, а также Бориса Матросова в «GMG» и Андрея Волкова в «А3»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #11. 10 февраля 2011>
Февраль стартовал новой серией выставок на Винзаводе>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #10. 31 января 2011>
Долгие-долгие зимние каникулы закончились. Первые выставки интересны вовсе не потому, что они первые после длинной паузы>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #9. 30 декабря 2010>
Несколько симпатичных мест, куда можно отправиться в зимние каникулы: посмотреть, купить, поесть, выпить>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #8. 22 декабря 2010>
Не пропустите самые яркие выставки конца декабря - в прямом и переносном смысле>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #7. 15 декабря 2010>
Декабрьские выставки в ЦСИ Винзавод: Павел Кузнецов, Сергей Леонтьев, Ирина Корина и Саша Фролова>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #6. 5 декабря 2010>
Вернисажи конца ноября – начала декабря весьма разнообразны. Выбирай на вкус!>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #5. 20 ноября 2010>
Лучшие выставки этой недели совершено не похожи друг на друга. В этом - главная интрига>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #4. 9 ноября 2010>
Под знаком Скорпиона открылись лучшие выставки последних двух недель. Может быть, для кого-то они не самые лучшие, но самые страстные – это точно>
Почти все главные арт-события прошедшей недели имеют сильный интерьерно-архитектурный акцент. Новая тенденция? Людмила Новикова. Выпуск #3
"Новый декор" в Гараже, «Выдуманный дом» Игоря Шелковского в МуАре, «Vasistas» Витаса Стасюнаса в VP Studio, «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы ХХ века» в Фонде "Екатерина". Людмила Новикова. Выпуск #3. 26 октября 2010>

Лучшие выставки недели. Людмила Новикова. Выпуск #2. Лучшие выставки недели. Выбор широк: от нового музея МАММ до деревенских вернисажей на Рублевке. Людмила Новикова. Выпуск #2. 19 октября 2010>

Осенний сезон на Винзаводе открылся. Людмила Новикова. Выпуск #1>
Осенний сезон на Винзаводе открылся. Некоторых звездных персонажей мы видим впервые. Людмила Новикова. Выпуск #1. 12 октября 2010>

 TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO