ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ПЕРИОДИКА
ФОТОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
органайзер ковалева андрея #14 /17 декабря
СТРАНИЧКА КРИТИКОВ
Николай Молок, Ольга Кабанова, Панов-Ромер
Александр Панов. Футуризм бурлюкающий. Отцом
русского авангарда был одноглазый художник и
поэт
http://www.itogi.ru/paper2000.nsf/Article/Itogi_2000_07_13_193429.html
Перед нами тот классический случай, когда
теория опережает практику. Безусловно, как
идейный вождь русского футуризма он куда
интереснее себя - посконного живописца из
запорожских казаков, эмигрировавшего в Америку.
Россия обращалась к истокам, корням,
национальному примитиву и жизненной органике.
Италия требовала мужественного сверхчеловека
времен новой урбанистической цивилизации.
Петербургу город казался кошмаром, Риму -
парадизом. Новая русская живопись
культивировала бессознательную спонтанность и
психологизм, итальянская - бесчувственный взгляд
человека, глядящего из скорого поезда на
проносящийся пейзаж. Итальянские футуристы были
сплоченной группой со строгими внутренними
законами, русские - партизанским отрядом с
текучим составом и постоянными коммунальными
разборками.
Александр Панов. Киноплакат братьев Стенберг.
20-е годы
http://www.itogi.ru/paper2000.nsf/Article/Itogi_2000_07_28_162539.html
Ведь эстетика плакатов Стенбергов — контрасты
цвета, напряженная динамика четких вертикалей,
столкновение правого и левого, верха и низа. Дело
не только в следовании заветам конструктивизма,
одними из основателей которого были Стенберги —
не только плакатисты, но и графики, скульпторы,
дизайнеры, оформители Красной площади и
спектаклей Камерного театра Таирова. Зрение
Стенбергов — зрение времени, не терпящего
пространственной (и идеологической)
дезориентации, — времени прямых линий. В крайнем
случае спиралей, означающих турбины и радиовышки.
Из линий, разбивающих изображение, родился
коллаж как жанр, нарушивший естественные законы
картины, подражавшей живой природе. "Мы
совершенно свободно обращаемся с материалом, не
соблюдаем пропорции, переворачиваем фигуры и т. п.
— используем все, что может остановить даже
торопящегося прохожего", — объясняли
Стенберги. Вот тот случай, когда коммерция (дело
рекламы — зазывать клиента) и эстетика шли об
руку с политикой.
Александр Панов. Лев Бруни. 1894-1948.
Ретроспектива. Живопись. Графика
http://www.itogi.ru/paper2000.nsf/Article/Itogi_2000_10_06_173523.html
И кто бы поверил, что до начала 20-х лирик Бруни
был яростным авангардистом, сподвижником
Татлина, создателем трехмерных объектов-рельефов
и беспредметной живописи-графики, одним из
авторов проекта оформления петроградских
площадей к 7 Ноября? И кто бы поверил, что в 30-е
годы эскапист Бруни руководил Мастерской
монументальной живописи и создавал по стране
соцреалистические панно и фрески: "Портрет И. В.
Сталина", "Труд хлопкоробов", "Колхозный
сад в цвету"?
Александр Панов. Юрий Злотников. 4 мая 2000
http://www.itogi.ru/arts2000.nsf/Article/arts_2000_05_03_153514.html
Созданная в конце 50-х "сигнальная живопись"
(на самом деле только графические эскизы к ней; на
фото работа 58-го года) исследовала и
упорядочивала возможные зрительские реакции на
странные комбинации парящих в пустоте
изображений первоэлементов — точки, кривой,
прямоугольника, словно вылетевших с таблиц
сумасшедшего окулиста. Главное же, умозрительные
опыты социально активного Злотникова, в
соответствии с эйфорическими настроениями "оттепели",
имели практический смысл: открытия художника
экспериментальным путем проверялись в
электрофизиологической лаборатории
мединститута, а затем использовались в дизайне
школ, заводов и даже космического корабля.
Но "украшать советскую империю не было желания",
как говорит сам автор. Общественно полезные,
напрямую обращенные к зрителю "сигналы"
сменились усложненными и отвлеченными "знаковыми
системами" — сериями, где говорливые картины,
покрытые цветными инфантильными почеркушками,
соседствуют с просветленным молчанием абсолютно
чистых холстов (как в недавнем цикле "Проблемы
языка"). Однако и здесь присутствует жесткая
внутренняя логика соположения алогичных вроде
бы значков, лишь закамуфлированная наивной
экспрессией.
Александр Панов. Давид Якерсон. Скульптура.
Работы на бумаге
http://www.itogi.ru/arts2000.nsf/Article/arts_2000_06_14_210930.html
Но отрадно не столько обретение нового гения (запоздалая
оценка талантов художника — удел будущих
специалистов), сколько возможность погрузиться в
безумную атмосферу Витебска, родного города
Якерсона. Города, который в 1918 — 1922 годах
превратился силами приезжих и местных
авангардистов в тотальное произведение
искусства.
Он вошел в созданное Малевичем общество Уновис
("Утвердители нового искусства"),
непосредственно развивавшее это новое искусство
в его супрематическом варианте. При этом
хотелось-то не просто "нового искусства", но
и нового человека. Об этом свидетельствуют
графические листы Якерсона с бесконечными "супрематическими
фигурами"-роботами, где уже не постаменты, но
само человеческое тело скомбинировано из
геометрических фигур правильных форм.
Александр Панов. Жизнь и смерть Романа
Семашкевича
http://www.itogi.ru/arts2000.nsf/Article/arts_2000_10_10_175616.html
"Живописец с большой буквы", "самородок",
"гениальный художник", "стихийный
художник", "талантище", "мечта
коллекционеров" — отзывы о Семашкевиче
современников и коллег. Живопись Семашкевича
— нутряная, насыщенная по цвету, отдающая
примитивом: на него явно повлиял Пиросмани, с
творчеством которого Семашкевич познакомился в
Тифлисе в квартире первооткрывателя Пиросмани
Кирилла Зданевича.
Федор Ромер. Владимир Куприянов
http://www.itogi.ru/arts2000.nsf/Article/arts_2000_09_27_123951.html
Владимир Куприянов — один из самых
философичных и одновременно самых технологичных
фотохудожников. Оттого, что разнообразные
профессиональные причуды (печать на
многослойных пленках, неожиданный "окрас"
или оптические дефекты фотографий) у него служат
интеллектуальным сверхзадачам и олицетворяют
какую-нибудь "иллюзорность реальности", или
"работу памяти", или "утраченное время".
Есть, правда, вечная угроза
Федор Ромер. Рисунки старых советских мастеров.
Игорь Макаревич. XL Галерея
http://www.itogi.ru/arts2000.nsf/Article/arts_2000_04_24_172030.html
Игорь Макаревич — не только андерграундный
ветеран "московского концептуализма", но
вполне успешный официальный художник 70—80-х
годов, номинант на Госпремию 98-го года и просто
всеми уважаемый пожилой человек.
Но Макаревич деконструирует не только советский
салон, но и русский авангард (трогательный "унок"
должен, по мысли автора, отсылать к суровому "УНОВИС"
— витебской организации "учредителей нового
искусства" во главе с Малевичем) в
совокупности с собственными шедеврами. Нынешняя
выставка по модели повторяет его (совместно с
супругой Еленой Елагиной) знаменитую "Закрытую
рыбную выставку" (1990 год) с теми же объектами-ребусами,
предназначенными не столько для смотрения,
сколько для чтения.
Так что посмертный рис из кутьи скопом выдается
началу, середине и концу ХХ века — авангардизму,
соцреализму и постмодернизму. Потому
монотонность выставки объяснима — похороны
веселыми не бывают.
Николай МОЛОК.ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ. Издательство
"Трилистник" приводит в порядок историю
русского искусства. Третьяковская галерея тоже
обновляется. - 14:36 24.09.01
http://www.izvestia.ru/open/arcrubr.cgi?arcday=24&arcmon=09&arcyear=2001&idr=524&idbl=&id=6302
Александр МОРОЗОВ ответил на вопросы "Известий":
- А что будет с актуальным искусством?
- В Третьяковку я пришел как профессионал, я буду
делать то, что и сказал: музейщик не может
подавлять одну тенденцию другой. Но если мне
будут жужжать в уши, что это гениально, когда
мальчик или девочка ходят с голой попкой, и я
немедленно должен взять такое искусство в
Третьяковскую галерею, я не поверю и не смогу.
Николай МОЛОК. Салонный авангард. В Москве открылась выставка Павла
Филонова
http://www.vremya.ru/2001/95/7/14445.html
Филонов всегда позиционировал себя как
революционный и рабоче-крестьянский художник (рабочие,
кстати, действительно любили Филонова и даже
вступились за него, когда в конце 20-х годов арт-начальство
пыталось закрыть его выставку в Русском музее и
устраивало открытые обсуждения). Картин он не
продавал, завещав все советскому государству,
жил в нищете, думал только о прекрасном
коммунистическом будущем. Сегодня, однако, его
творчество вызывает прямо противоположные
ассоциации. Самое сильное и неожиданное
впечатление от выставки в МЦИ -- глянцевая,
слащавая салонность Филонова, особенно заметная
в том же «Пире королей». И пусть советские власти
обвиняли его в формализме, а в начале перестройки
апологеты авангарда говорили о нем
исключительно в возвышенных тонах, но сегодня
его искусство больше напоминает левомосховский
сюрреализм 70--80-х годов или даже недорогие яркие
картины, которыми торгуют у ЦДХ на Крымском валу.
Впрочем, примерно так складывалась судьба любой
художественной инновации, которая спустя время
непременно превращалась в салон.
Николай МОЛОК/ Двоюродный дедушка. Русские художники признались в любви к
Уорхолу
http://www.vremya.ru/2001/93/7/14273.html
С другой -- выставка явно принижает
собственные достижения представленных на ней
художников. Скажем, соц-арт в свое время считался
главным вкладом России (точнее, СССР) в
современное искусство. Теперь оказалось, что
любимые соц-артистами образы Ленина и Сталина
ничем принципиально не отличаются от любимых
Уорхолом Мерилин Монро или Кока-Колы -- и то и
другое лишь фетиши массовой культуры. То есть
никакой не «вклад», а повторение, пусть и на
другом материале -- для другого потребителя.
Примерно об этом вся выставка. То есть русские
художники фактически впервые публично
признались в том, что являются лишь копиистами и
эпигонами. Такими «уорхолесками» -- по аналогии с
безвестными «джоттесками», подражавшими Джотто.
Характерно, что Ильи Кабакова на выставке нет. Он-то
войдет в историю под своим собственным именем.
Николай МОЛОК. Прощание
с девяностыми"Художественный
журнал" резюмирует историю современного
искусства
http://www.vremya.ru/2001/14/7/7337.html
Создавался не только дискурс, но и --
элементарно -- круг современного искусства, то,
что сейчас именуется тусовкой. Важно, что спустя
несколько лет, в конце 90-х, в кардинально
изменившейся ситуации, «ХЖ» первым выступил как
раз против этого самого круга: здесь была
опубликована программная статья Витора Мизиано
"Культурные противоречия тусовки", в
которой убедительно доказывалась вся ее
призрачность, ограниченность и неспособность к
саморефлексии.
Так, Мизиано стал il professore, «ХЖ» -- академическим
изданием, а искусство 90-х -- прошлым, с которым
пора прощаться. И -- подводить итоги. В дайджесте «ХЖ»
их много --- и самых разных: «катастрофа» и «тупик»,
из которого надо уходить -- «свет уже гасят» (Екатерина
Деготь); «прекрасная эпоха» или «короткое лето в
тундре» (Андрей Ковалев); эпоха «серьезности» (Георгий
Литичевский) и т.д. А в целом, опять цитирую
Литичевского, это была эпоха, когда «взошло
солнце Мизиано».
Николай МОЛОК. В постели с Орловой.
Художник Владислав Мамышев-Монро
реконструировал жизнь великой актрисы
http://www.vremya.ru/2000/156/7/2296.html
Знаменитый петербургский художник, мастер
маскировки, перевоплощений и травестии
Владислав Мамышев-Монро на протяжении многих лет
мучительно искал свой идеал. Начинал (как следует
из второй части его фамилии) с Мерилин Монро,
потом были едва ли не все главные персонажи
мировой истории и культуры: и Гитлер, и Христос, и
Будда, и герои русских сказок. Кого только не было.
Причем во всех масках он был одинаково хорош. И
вот наконец идеал найден. Любовь Орлова.
Ничего святого. Неуместная ирония по адресу
кумира многих поколений. Издевается. Ерничает. На
самом деле совсем наоборот. Монро работает с
образом (точнее -- с темой) Любови Орловой, как с
обыкновенным художественным материалом, взятым
из архива культуры. Монро его актуализирует и,
очевидно, восстанавливает сам культ Орловой.
Чему должны радоваться не только любители
актуального искусства, получившие качественную
выставку, но и поклонники великой актрисы
Ольга КАБАНОВА. БАБКИ ПОПКОВА. Выставка
советского почвенника.
http://www.izvestia.ru/open/arcrubr.cgi?arcday=20&arcmon=06&arcyear=2001&idr=524&idbl=&id=1537
Его выставляли, о нем писали (причислив
вместе с группой других художников к
представителям прогрессивного "сурового
стиля"), его картины пытливо рассматривали,
стараясь расшифровать действительно
закодированные в них послания ("кукиш в
кармане" - не слишком лестное, но вполне точное
определение шестидесятнической манеры
намекнуть на то, что все понимают, но не могут
произнести открыто; гордость тех, кто позволял
себе в меру рисковать удачно складывающейся
карьерой, что для карьеры в конечном итоге шло на
пользу).
После ранней и совершенно нелепой по
обстоятельствам смерти - он был застрелен пьяным
Когда же дело доходило до больших выставочных
работ, то "суровый стиль" царил безжалостно:
мрачное сознание, сумрачные краски, потерянные
герои.
Его внутренняя драма была поколенческой.
Почвенничество шестидесятников - проблема
безотцовщины не только в прямом смысле.
Советская тотальная героизация войны сделала
детей войны глубоко несчастными, они были
обречены навязчиво примерять отцовские шинели, в
которых и правда выросли, но из которых неизбежно
вырастали. Горожане и художники, как правило - в
первом поколении, они не ощущали собственных
корней ни в деревенском укладе, ни в культуре,
которую знали плохо, искали свою почву и не
находили. Чисто формальные живописные опыты
Попкова были по сути робки, хотя и достаточны по
стандартным советским официальным
художественным меркам. Он был не обделен
талантом, но как будто не знал, что же именно со
своим даром надо делать.
Таким же фрагментарным, кажется, было и сознание
художника, чувствовавшего себя чужим великой
культурной традиции, закрытым для большого мира
и, в отличие от его деревенских старух,
утратившего естественное, не рефлексивное
восприятие жизни. Трудно теперь, да и незачем,
кажется, понять то фальшивое время, в котором он
был героем.
Ольга КАБАНОВА. ЗОДЧИЙ СОЦИАЛИЗМА. В
среду исполняется сто лет со дня рождения
Дмитрия Чечулина. 14:14 21.08.01
http://www.izvestia.ru/open/arcrubr.cgi?arcday=21&arcmon=08&arcyear=2001&idr=524&idbl=&id=4423
Но настоящая авторская трагедия Чечулина -
Дом Советов РСФСР, к проектированию которого
архитектор приступил в начале 60-х, положив в
основу проекта свой неосуществленный в
тридцатых годах замысел - Дом Аэрофлота. Эскиз
этого так и не построенного сооружения обычно
приводят, выстраивая параллель между фашистской
и сталинской архитектурой, - выходит очень
наглядно. Парадоксально, что из этого
тоталитарного замысла вырос Дом Советов, ставший
Белым домом - символом становления
демократической России, главным зданием
новейшей истории страны.
Английский архитектор, главный теоретик
постмодернизма Чарльз Дженкс остался очень
доволен лебединной песней народного архитектора
СССР Чечулина. На лекции в Московском
архитектурном институте он назвал Белый дом
лучшим постмодернистским зданием Москвы. Только
посчитал, что лучше бы его после 1993 года не
ремонтировали, а оставили со сгоревшим верхом,
законсервировав разрушения. Но не в нашей
традиции консервировать руины, мы любим хорошо
отреставрированную историю.
Ольга КАБАНОВА. ОНИ ЕГО ЗА МУКИ ПОЛЮБИЛИ. Выставка
Максима Кантора в Третьяковке, проездом
http://www.izvestia.ru/open/arcrubr.cgi?arcday=28&arcmon=10&arcyear=2001&idr=524&idbl=&id=8479
Центральное живописное полотно выставки, ее
стержень - монументальное "Государство". На
черном фоне красной спиралью ужасные рожи
тянутся к центру, в центре - ложка. Большой привет
художнику Глазунову. Его тоже любили и чтили
Россия и Запад. Полюбит ли Россия Кантора,
захочет ли узнать себя в таком беспощадно
искривленном зеркале - увидим. А за что Запад
почитает Кантора, и так понятно. "Пустырь"
отлично вписывается в давно знакомую карту мира,
где грозная, проклятая, варварская империя зла,
заселенная только убогими, занимала когда-то
одну шестую часть цивилизованной суши. Такая
карта исключает личную ответственность за свою
судьбы, все определено местом рождения.
"Почему не получилось просто страдать и любить,
почему не получилось прожить вместе простую и
ясную жизнь, почему чувства я ставил в
зависимость от географии и социального строя?
Разве нельзя было иначе? Неужели ничего не
поправить?" - завершает Кантор одно из писем.
Действительно почему? Ведь все не так плохо
вообще, и лично у художника Кантора, его Любимой и
его Друга.
e-mail: Aндрей Ковалев