ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Великанов.11. Полный техосмотр


Сейчас я вам устрою полный техосмотр!
Бьорн МельхусУильям Форсайт
Леонид Бажанов представляет Андреа ЦаппАндреа Цапп

Когда Герой Джима Керри в фильме "Маска" получает невероятную возможность отомстить мошенникам из автосервиса, то он начинает свой экзерсис словами "Сейчас я вам устрою полный техосмотр!" Складывается такое впечатление, что полный техосмотр проходит теперь и актуальное искусство. Я говорю о том романтическом отношении к новым технологиям, которое породило невероятное количество медиа-художников и соответствующих феcтивалей. Само по себе использование современных технологий в искусстве можно только приветствовать. Но я попробую заявить следующее - никакого медиа-арта вообще нет. Объединение некоторых явлений в искусстве по принципу использования определенных инструментов было характерно в средние века. Это все равно как выделять в наши дни особую группу авторов, пишущих масляными красками. Характерный пример - только что закончившийся берлинский фестиваль Transmediale - каждый любопытный зритель, зайдя на их сайт, может убедиться, что тотальный техосмотр торжествует.

Однако и среди медиа-художников попадаются нормальные люди. 16 февраля я посетил презентацию Андреа Цапп (Andrea Zapp), - художницы, работающей в Центре медиа-технологий в Карлсруе (Zentrum fuer Kunst und Medientechnologie Karlsruhe), показавшей коллекцию Update 2.0. Презентация состоялась в ГЦСИ.

Update 2.0 - неплохая коллекция, представляющая крепкий средний западный уровень того самого арта. Немного скучно, но в общем понимаешь, что именно на это в Германии дают деньги, по нашим понятиям, бешенные. Но деньги - бог с ними, все равно не наши, чего же их делить? Я про техосмотр говорю, но в данном случае я не могу упрекнуть госпожу Цапп в примитивном технологизме, так характерном для российских медиа-артистов. Она понимает, что делает, и представляет свою коллекцию вполне адекватно. И все же техосмотр настолько глубоко укоренен в сознании современного художника, что от него никуда не деться. Цапп многократно повторила, что ее интересует проблема тела в виртуальном пространстве и ее коллекция составлена в основном из работ, относящихся к этой теме. Большинство работ действительно демонстрировали общение реальных персонажей с виртуальными. И еще раз повторяю - работы совсем неплохие. И все-таки мне есть в чем упрекнуть и авторов и куратора. Дело в том, что проблема телесности, все еще модная и все еще актуальная, как правило, воспринимается и жадно эксплуатируется в таком ключе, что авторов можно отнести к самим технологическим инструментам и машинам, которые, получив программу под названием "телесность", отрабатывают ее с упорством робота.

Дело в том, что проблема телесности, возникшая в философии еще в античности и развивавшаяся по сложному сценарию, получила в наши дни совершенно определенный контекст, который и был заимствован современным искусством. Бодрийар и другие авторы поставили следующую проблему: мы живем в мире, в котором "Бог умер", но, тем не менее, наше сознание продолжает существовать, как будто он есть. Все дело в языке: мы говорим, - "я в восхищении!", "как красиво!", и тем самым вводим себя в состояние религиозного экстаза. Идея была в следующем - попытаться научить сознание жить, как тело, поскольку тело само по себе - нечто свободное от запрограммированности языком. В Москве в начале 90-х Валерий Подорога провел ряд семинаров, посвященных проблеме телесности, и именно это вызвало чудовищную волну паталогического и вульгарного интереса к телу как объему, заполненному мясом и костями и завернутого в кожу. Художники раздевались, испражнялись, кусались, обрадованные легкой возможностью похулиганить с гордым видом актуального художника, но эфемерные проблемы языка и религиозного сознания быстро улетучились.

В мире современных технологий все обстоит более презентабельно, но еще более безнадежно. Так легко соединить в виртуальном пространстве реальное и виртуальное тело, так легко получить при этом благосклонные кивки двух-трех кураторов, у которых в головах все также тихо и благостно. Между тем, проблема латентного религиозного сознания в современном технологическом мире приобретает совершенно новый аспект - сознание не просто закрепощено языковыми механизмами, но и вооружено для этого мощными технологиями...

Андрей Великанов
19 февраля 2002

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO