ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

<<17-18 ноября 2006 г. в рамках 2-й Московской биеннале Международная конференция по философии, политике и эстетической теории
«Создавая мыслящие миры». Место проведения - Политехнический музей, Лекторий, Большая аудитория, Новая площадь 3/4, подъезд № 9.
В программе конференции 3 сессии:
1. «Философия и образование понятий».
Какова роль современной философии по отношению к науке и искусству. Должна ли философия создавать новые понятия, и как это должно быть связано с традиционной метафизикой? Имеет ли философия свою собственную автономию, или она связана с наукой, политикой, искусством как форма «рефлексии»,
т.е. занимает подчиненное положение?
2. «Универсальность, причина, случайность».
Что происходит с идентичностью, гражданством и т.п. в глобализированном мире, и какие проблемы ставят эти изменения перед нашим восприятием политической теории? Какие существуют перспективы, при которых искусство может получить новые возможности для того, чтобы подвергать сомнению «современные условия» в мире? 
3. «Пределы эстетики». Какие концепции должны мы привнести в современное искусство, и какой инструментарий должен быть использован для его анализа?
Каково сегодня значение термина «эстетическая теория» (концепция, которую Адорно в конце жизни уже воспринимал как устаревшую), и есть ли место для критических суждений в обществе, характеризуемом как «общество спектакля»?
В работе конференции приняли участие Борис Кагарлицкий, Шанталь Муф (Chantale Mouffe), Молли Несбит (Molly Nesbit), Валерий Подорога, Жак Рансьер (Jacques Ranciere), Михаил Рыклин, Бернар Стиглер (Bernard Stiegler).
Конференция инициирована Иосифом Бакштейном, Даниэлем Бирнбаумом, Свеном-Оловом Валленстейном и Ириной Остарковой (Издательская программа «Интерроса»). Модератор конференции Свен - Олаф Валленстейн.  

Программа:
17 ноября
9.30 – 10.00 Регистрация участников
10.00 – 10.20 Открытие конференции
10.20 – 13.00 Сессия «Философия и образование понятий»: докладчики Бернар Стиглер, Джорджио Агамбен и Валерий Подорога
10.20 – 11.00 Доклад Бернара Стиглера
11.00 – 11.40 Доклад Джорджио Агамбена (не приехал)
11.40 – 12.00 Кофе-брейк
12.00 – 12.30 Доклад Валерия Подороги
12.30 – 13.00 Открытая дискуссия по итогам секции
13.00 – 14.30 Обед
14.30 – 17.30 Сессия «Универсальность, причина, случайность»: докладчики Жак Рансьер, Саския Сассен и Шанталь Муфф
14.30 – 15.10 Доклад Жака Рансьера
15.10 – 15.50 Доклад Саскии Сассен (доклад прочитан Молли Несбит)
15.50 – 16.30 Доклад Шанталь Муфф
16.30 – 17.00   Кофе-Брейк
17.00 – 17.30 Открытая дискуссия по итогам секции
18 ноября 
10.00 – 10.30 Регистрация участников
10.30 – 13.30 Сессия «Пределы эстетики»: Молли Несбит, Борис Кагарлицкий, Михаил Рыклин
10.30 – 11.20 Доклад Молли Несбит
11.20 – 12.00 Доклад Бориса Кагарлицкого
12.00 – 12.20 Кофе-брейк
12.20 – 13.00 Доклад Михаила Рыклина
13.00 – 13.30 Открытая дискуссия по итогам секции
13.30 – 15.00 Обед
15.00 – 17.00 Финальная дискуссия по итогам конференции


После вступительных слов Иосифа Бакштейна и Свена-Олафа Валленстейна выступил Бернар Стиглер (Bernard Stiegler). Он считает, что надо спасать капитализм, который сам себя разрушает. То есть финансовый капитализм - разрушительная стадия. С другой стороны Стиглер признанный специалист в осмыслении новых отношений науки и, шире, техники с желаниями. Техника, как продукт разложения магического, стабилизирует трансиндивидуальное, то есть социальное. Только трансиндивидуальное соответствует технике. Свой доклад Стиглер посвятил развертыванию теории индивидуации Симондона. В соответствии с которым мы имеем 3 стадии развития: доиндивидуальную, индивидуальную и духовную.

Валерий Подорога, в характерной для него нынешнего меланхоличной форме, отметил, что "ни метод, ни построение картины мира, но коммуникативная скорость - удел современной философии". То есть философы предлагают себя как специалисты по "быстрому реагированию". Их отлаженный рефлексивный аппарат позволяет быстрее других реагировать на вызовы. Таков удел современной философии. Проблему политического Подорога тезисно рассмотрел на пример сопоставления творчества Солженицина и Шаламова. Первый развертывал политическое. Второй подходил к тексту как к свидетельству, причем аполитичекескому.

Доклад отсутствующей Саскии Сааскенс о политизации городской среды зачитала Молли Несбит. Известен конек Сааскенс - контргеография глобализации, роль цифровых, тактических медиа в противостоянии негативным процессам глобализации.

После перерыва выступил Жак Рансьер. Признанный специалист анализа "конца политического". Которого реально нет. А есть новые формы сознания в глобальной системе, новые формы взаимодействия субъекта и общества. Я бы отметил 2 ключевые мысли его доклада:
- отход от логики консенсуса неизбежен;
- происходит переконфигурация зримого; создается новая конфигурация.
Шанталь Муфф говорила о различиях политики и политического. О том, что политическое всегда будет определяться оппозицией "мы - они". И всегда будет основано на стремлении к гегемонии. Политика - всего лишь институциональная деятельность.
Либерализм основан на уверенности в наличии тотальной предпосылки консенсуса, то есть некой универсальной основы политического. То есть равен вере в универсальное.

Почему я не остался-таки на обсуждение, дискуссию и не пошел на второй день?
Во-первых, я понял, что мой английский не позволит пообщаться без услуг переводчика - уж больно сложные вопросы следовало бы прояснить. На переводчиков же надежды не могло быть никакой. Хотелось бы знать, кто и где их подбирал. Особенно женщину, которая непрестанно хихикала. Вероятно  философские рефлексии действуют на нее схоже со звучанием иностранной речи на Ванду из фильма "Рыбка по имени Ванда".
Во-вторых, заявленная причастность конференции к предстоящей 2-й Московской биеннале современного искусства, по крайней мере в первый день, не состоялась. Разве что Рансьер упомянул периферийную роль искусства в разоблачении глобального мира. Но не развивал эту мысль. И не отметил, что красивое название конференции "Создавая мыслящие миры" вероятно придумано не теми, кто предлагал тему биеннале.  У меня даже сложилось впечатление, что докладчики не знали о заявленной теме биеннале "Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ". О том, что по мнению кураторов современное искусство способно лишь на некоторые "примечания" к происходящему сегодня. А если знали, то не захотели скорректировать свои обкатанные доклады. Рансьер, похоже, понимал это. Поэтому и начал с рассказа о биеннале в Севилье и оказался единственным, кто хоть обмолвился о наступлении фундаментализма, о возвращении фундаментализма во все общественные структуры. Не знаю, получил ли развитие в ходе дискуссии его тезис об отходе от логики консенсуса. Ведь эта логика глубоко укоренена и в системе искусства.  Вместе с тем, чуткие, находящиеся в поиске художники ощущают сегодняшние  процессы, такие как наступление фундаментализма, не "после", а скорее "до философии". Пример - Олег Кулик, затеявший и продолжающий катакомбные обсуждения предваряющие одну из биеннальных выставок "Верю". И затеявший их не на пустом месте - общеизвестный факт, только что завершившаяся 1-я биеннале в Сингапуре имела тему "Вера". Там, кстати, весьма успешно был реализован проект Владимира Куприянова "Русская античность. Страшный суд".
На мой взгляд, докладчикам надо было дать вводную задачу - соотнести свои доклады: 1) с темой предстоящей биеннале; 2) c биеннале в Сингапуре; 3) с заявленной выставкой "Верю". Вот это сомнений нет, было бы чрезвычайно интересно. А то, что было в 1-й день конференции, скорее похоже на предъявление известных имен. Само по себе более значимое, чем интеллектуальный резонанс, который способны вызвать их рефлексии, хотя бы частично связанные с тремя вышеназванными, а может быть и еще с какими-то существенными для предстоящей биеннале темами.
Ю.П. >

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO