ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

25-27 июня 2003 года

МЕДИА ФОРУМ ХХV Московского Международного Кинофестиваля/

Победили: Александр Шабуров "Гарри Шабуров" (треш-эстетика), Юрий Васильев "Russian Red" (трэш-идеология), Дмитрий Булныгин "Ритмы шашлыка" (эстетизация трэша), Себастьен Песо "Демократия", Канада (трэш-технология). Почетное упоминание Вертер Джермондари "Займись любовью", Италия>

www.mediaforum.mediaartlab.ru

Организаторы: «Интерфест», Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» (взгляните на АНТОЛОГИЮ РОССИЙСКОГО ВИДЕОАРТА),

ART-TRASH / На задворках киноиндустрии

>Конкурсная программа  Члены жюри

>>Trash-концепция

>>>О Медиа Форуме

>>>>Международный Совет

>>>>>Программа МФ 2003

25 июня

Конференц -зал
11.00 – 13.30 
Бернхард Зерексе (Bernhard Zerexhe), Германия
Проект «Кино будущего» («Future Cinema»): видеопрезентация, Центр искусства и медиатхнологий, ZKM, Карлсруэ. Кураторы проекта: Петер Вайбль и Джеффри Шоу.
Ян Шуйрен (Jan Schuijren), Нидерланды - видеопрезентация Интернет-проекта «©PARK4DTV - //park.nl» 

Союз кинематографистов РФ
Фойе
13.00-18.00
Регистрация участников, гостей и представителей прессы МФ 2003 
 
Белый зал
14.00 – 15.00 – программа «Tрэш: Между халтурой и авангардом»: «Уроды», 1932, США, реж. Тод Браунинг. Представляет составитель программы Милена Мусина.
15.00 – 16.30 - «Замещение» - программа современных видео работ галереи Art in General. Представляет составитель программы Джанин Олесон (Jeanine Oleson), США.
16.30 – 17.30 - видеопрограмма «Кэмп продолжается: юмор и ниспровержение основ в фильмах и видео современных британских художников». Представляет составитель программы Хелен де Витт (Helen de Witt), Англия.
18.00 - 20.00– Официальное открытие «Медиа Форума»
В программе: 
• Выступления арт-директора ММНФ Кирилла Разлогова, председателя Слвета молодых СК РФ Елены Цыплаковой, директора «Медиа Форума» Алексея Исаева, куратора программы Ольги Шишко, членов международного жюри МФ –03 и 
• «Tрэш: Между халтурой и авангардом»: «Пламенеющие создания», 1961, США, реж. Джек Смит 
 
«Клуб на Брестской»
21.30 – 23.00 - Показ конкурсной программы Медиа Форума-03
Представление членов жюри Медиа Форума - 03: Ян Шуйрен (Jan Schujren), Нидерланды, Хелен де Витт (Helen de Witt), Англия, Милена Мусина, Россия, Катерина Либеровская (Katherine Liberovskaya), Канада, Бернхард Зерексе (Bernhard Zerexhe), Германия 
23.00 – 00.00 - Видеопрограмма «Анимация 2003» («Микросинема интренешнл», составитель – Джоэль Бахар (Joel S. Bachar), США)
 
26 июня
 
Союз кинематографистов РФ
Конференц -зал
10.30 – 13.30 - Круглый стол «На задворках киноиндустрии». 
Выступающие: Барт Руттен (Bart Rutten), Нидерданды, Кирилл Разлогов, Кэти Рэ Хоффман (Kathy Rae Huffman), Англия, Наум Клейман, Алексей Исаев, Катя Либеровская (Katherine Liberovskaya), Канада, Нина Зарецкая, Андрей Сильвестров, Алекс Перлстайн (Alix Pearlstein), США, Олег Киреев, Юрий Поповский, Анна Новикова, Милена Мусина, Борис Юхананов, Александр Шабуров, Хелен де Витт (Helen de Witt), Англия и др.
 
Белый зал
14.30 –16.00 - видеопрограмма «Небесный мусор» (... божественные символы впервые открываются в наслоениях мусора... - Филип К. Дик)
Представляет составитель программы Ян Шуйрен (Jan Schujren), Нидерланды 
16.00 – 18.00 – программа «Tрэш: Между халтурой и авангардом»:
«Кровососущие уроды», 1976, США, реж. Джоэл М. Рид 
(студия «Кармен». Линия «Другое кино»)
«Весна», 1985, СССР, реж. Евгений Юфит
«Мочеубийцы-труполовы», 1988, СССР, реж. Андрей Мертвый
Представляет составитель программы Милена Мусина 
18.00 - 19.00 - «Анимация 2003»
(«Микросинема интренешнл», составитель – Джоэль Бахар, США
19.00- 20.00 – «Видео на задворках киноиндустрии» («Датский видеоарт data банк», составитель – Торбен Соеберг, Дания)
 
«Клуб на Брестской»
14.30 – 16.00 - Алекс Перлстайн, Джанин Олесон (Alix Pearlstein, Jeanine Oleson), США. Ворк-шоп для режиссеров и художников. Показ работ Алекс Перлстайн
16.00 –20.00 - Конференция «Лаборатория тактических медиа» (с видеопрезентациями)
Модераторы: Олег Киреев, Россия, Дэвид Гарсиа, Нидерланды

Видеопрограмма «Российский low-tech»
21.00 – Фил Ниблок (Phill Niblock), Англия 
Интермедиа-концерт «Музыка и фильм)
В программе: «Sweet Potato» (2001, 25 min), «Hurdy Hurry, for hurdy gurdy» (1999, 15 min), EZAZ All Notes (2002, 25 min) и др.
Видеооформление из серии «Movement of People Working» (Мексика, Перу, Гонконг, Венгрия) 
22.30 – Презентация работы «Painting the Painting» (Фил Ниблок, Катерина Либеровская)
23.00 - Видеопрограммы «Videotage» (Гонконг) и «Perte de Signal» (Канада)
 
27 июня
 
Союз кинематографистов РФ
Конференц -зал
10.30 – 13.30 - Презентации мультимедиапроектов:
Кэти Рэ Хоффман (Kathy Rae Huffman), Англия – проекты центра искусства “CornerHouse”, Манчестер. Фестивали сетевого искусства «3D –Art» и др.
Барт Руттен (Bart Rutter), Нидерланды - «15 лет Нидерландского видеоискусства». Презентация видеоколлекции и выставки «Магнетическая Эра»
 
Видео-зал
14.00 - Закрытое заседание международного жюри Медиа Форума 
 
Белый зал
14.00 – 15.30 – видеопрограмма «Боди-арт со всех сторон» (канадское авангардное кино и видеоарт дистрибуторского цетра G.I.V., Монреаль)
Представляет составитель программы Катерина Либеровская (Katherine Liberovskaya), Канада
16.00 – 18.00 – «Экспериментальные сокровища из коллекции Нидерландского Института Медиа Искусcтва»
Представляет составитель программы Барт Руттен (Bart Rutten), Нидерланды 
19.00 – 20.30 - Закрытие МФ - 03, показ работ номинантов и призеров, награждение победителей
 
«Клуб на Брестской»
21.00 - Мультимедиа спектакль «Секвенции» ( Музыкальные образы в цифровой модели городской среды). Компьютерная графика и сценография - Ольга Кумегер, Соло на флейте - Мария Федотова, Соло на гитаре - Инна Прилежаева.
22.30 – «Absolut – art» (презентация проекта)

>Конкурсная программа

Члены жюри
 
Хелен де Витт, Англия – Британский Институт кино, куратор
Милена Мусина, Россия – кинокритик, специалист в области эксперимнтального авангардного кино
Катерина Либеровская, Канада – Директор ассоциации в Квебеке «Независимое кино- и видеосодружество Канады»
Бернхард Зерексе, Германия – директор отдела музейных коммуникаций Центра искусств и медиатехнологий в Карлсруэ
Барт Руттен, Нидерланды.- Нидерландский Институт медиаискусства «Montevideo/TBA»

НОМИНАЦИИ:
Trash-эстетика
Trash-идеология
Trash-технология


Ирена Лагатор «Огонь на экране», 2001, VHS, Сербия и Черногория
Сегодня семья собирается не вокруг обеденного стола, а перед телевизором, что считается феноменом нашего времени. Отсутствует естественное обсуждение между теми, кто хочет узнать краткую версию новостей, предлагаемых телевидением, на задаваемые вопросы нет ответа. Нет ничегоЮ, потому что между людьми встает пламя с экрана.
 

Сандра Шафер «Новые горизонты страны», 2001, Мини DV, Германия, 7 мин.
Парк развлечений Миллениум Драйв стал одним из наиболее впечатляющих проектов 2000 года в Великобритании. По мнению британских политиков-неолибералов, он должен был отметить начало нового тысячелетия. «Как витрина новой великой Британии, Купол Миллениума объединит всю нацию» (Тони Блэр, премьер-министр Великобритании). Съемка видео проводились в декабре 2000 и феврале 2001 года, показан купол после завершения строительства и после сноса.
 

Себастьен Песо «Демократия», 2002, Канада, 5,5 мин.
Экспериментальное видео о порожденном глобализацией экономики угнетении и о влиянии последствий глобализации на демократию. Съемки проходили на общеамериканском саммите в г. Квебек в апреле 2001.
 

Александр Шабуров «Если бы я был Гарри Поттером», 2003, Россия, Москва, 5 мин.
Гарри Шабуров - наш ответ медиа-герою Гарри Поттеру. Он может за одну секунду избавить мир от проституции, наркомании, гомосексуализма и алкоголизма, построить дом и посадить дерево, и даже - по призыву президента Путина - выйти на бой с своим заокеанским аналогом, обвиняемым, как известно, в сексизме и сатанизме.
 

Клодетт Лемэ «Rentre chez toi», 2002, Канада, 3 мин.
Во второй части этой работы героиня наблюдает и позволяет возбуждению, внешнему или внутреннему, захватить себя.
 

Группа «Двери» (Олег Косолапов, Валентин Бугрик) «Пирок накануне конца столетней чумы», 1995-1996, 8 мм, Россия, Москва
В конце декабря компания молодых людей собралась отметить столетие кино за нехитрым ужином и дешевым портвейном. Под действием винных паров мысли и чувства вышли из-под контроля.
 

Робен Дюпюи «Оно», 2002, Франция, 2:22 мин.
Видео погружает нас в голубоватое мерцание, проходящее расстояние сигнала изображения.
 

Натали Циммерман «Луи, Луи», 2001, цифровое видео, США
Работа создает эффект своего рода пространственного монтажа: зритель становится актером лицом к лицу с публикой на экране. Фонетическая транскрипция слов песни одновременно приглашает публику к участию и отказывается от него. Это иронический взгляд на неясность содержания песни и связанный с ним скандал (в начале 60-х ФБР под руководством Эдгара Гувера провело официальное расследование с тем, чтобы определить, не нарушают ли слова этой песни федеральный закон о непристойности. Расследование зашло в тупик.
 

Анна Колосова: «Pinball», 2003, Россия, Санкт-Петербург, Adobe Premiere 6.0, D.V., 3 мин. 
В этом фильме представлена основная схема, по которой снимаются все триллеры. Это новый немой триллер. Продолжение следует…
 

Кирилл Шаманов (Романов) «Эммануэль», 2002, Россия, Санкт-Петербург, 2,5 мин.
На камеру одеваются наушники в живую под музыку исполняется стриптиз со стереооткрытки под аплодисменты зала, Hi-8. Квинтэссенция эротического кино.
 

Ольга Кашимбекова/Глеб Катчук «Обернись», 2002, Выполнена в программе «Macromedia-Director» , Украина
Арт-игра. Зрителю предоставляется возможность составить фоторобот куклы Кена – оборотня, имевшего отношение к гибели маленькой девочки у оберточного ларька при странных обстоятельствах. Интерактивная игра с элементами trash-horror(а).
 
Архив Анонимного и Бесплатного Искусства «Песни Русской революции» - «Интернационал», 2003, Россия, видеоколлаж, DV, 4 мин.
Попытка реконструкции эмоциональной составляющей революции. Для правильного восприятия текстов зритель должен повернуть голову ВЛЕВО!
 

Наталиа Мали/ Ричард Кроу «Kind Feelings» (Теплые чувства), 2002, Москва-Лондон, Sony PD 150 (Dvcam), Avid
Видеоперформанс, посвященный неопубликованным работам Даниила Хармса. Перформанс рассматривает социально-психологические основы ритуала еды.
 

Tamshui «[he/]», 2001, Гонконг, 4 мин.
В сегодняшнем Гонконге молодежь часто использует выражение [he/], чтобы продемонстрировать свое отношение к жизни. Этим словом обозначается чувство пассивности, заброшенности, отказа. Это слово невозможно записать иероглифами – все дело в произношении, оно относится исключительно к молодежному слэнгу. [he/] становится порочным кругом в жизни молодых людей.
 

Марина Черникова, Россия, Мишель Петерс, Нидерланды «Внутри помех»/ «Binnen Ruis», Нидерланды, 2002, 10’10’’, DV-mini
«Внутри помех» является продолжением работ по проекту звук-изображение-помехи (RUIS по-голландски). Мишель Петерс специально для этой серии проектов сгенерировал программу «Прайм» 
 

Колосова Инна, Юхананова Мария «Черновик», 2003, Россия, Москва, DV
Черновик одного романа, со следами женских слез на полях.
 

Роман Минаев «Trashconnection Photo_Album», 2003, Россия – Германия, СD-ROM.
Случайные любительские фотографии демонстрируются в анимационном темпе, со скоростью, зависимой от технической характеристики компьютера (в среднем около 24 кадров в секунду). Их последовательность, размер и композиция задаются в окне браузера с помощью случайного генератора, создавая все новые вариации и рефлектируя тем самым случайность места и времени создания.
 

Юрий Васильев «Russian Red», 2002, Россия, Калининград, 0:55 мин.
Фильм представляет собой черно-белое экспрессивное видео, сильно действующее на нервы. Великовозрастный сын мычит “Мама, мама” – в этом возгласе все: боль, точка одиночество, идиотизм… 
 

Данил Акимов «Scotch tape bandage», 2002, Россия, Калининград, 2:23 мин. 
Бандаж (связывание) – традиционный элемент садомазохистских игр. Бандаж из скотча превращает человеческое тело в абстрактную инсталляцию, стонущую от наслаждения и боли. 
 

Лев Степанов «Picasso», 2001, Россия, Москва, 3 мин. 
Интерактивная игра. 
Высокое искусство Пикассо и трагическая идея Герники снижаются до уровня идиотического анекдота при помощи пары кликов компьютерной мыши.
 

Дмитрий Булныгин «Ритмы шашлыка», 2002, Россия, Новосибирск, 4,5 мин.
Свежевание свиной туши похожее на джазовую импровизацию. Партию ударных исполняет топор. 
 

Вертер Джермондари «Займись любовью», 2002, Италия, 3,5 мин.
Анонимная плоть - розовое женское тело и говяжий окорок со слезой - в опасном соседстве со стальным ножом. 
 

Константин Скотников «Жизнь с унитазом», 2001, Россия, Новосибирск, 2,5 мин.
Во дни тревог, во дни тягостных раздумий, творческих потуг и философских прозрений, нет друга преданнее и терпимее, чем твой белый фаянсовый друг.
 

Чань Чинг Кит «Суперфанаты Макдональдса», 2001, Гонконг, 2, 5 мин.
Любопытно, что в Гонконге многие люди с ума сходили по игрушкам из набора «Хэппи Мил» - собачке Снупи и кошке Хелло Кити. Коллекционеры этих игрушек часами ждали открытия перед Макдональдсами, иногда даже занимали очередь с вечера. Они получали вожделенные игрушки, а еду при этом выбрасывали. В этом собирательстве чувствуется сильная тяга к обладанию вещами. Фильм «Суперфанаты Макдональдса» критикует сумасшедшую жажду потребления гонконгцев.
 


>>Trash-концепция

Trash – ключевые слова:

Trash - сбой машинной (компьютерной) логики

Trash - сбой пользовательской логики (message)

Trash - сбой логики в создании визуального образа (image)

Trash - сломанное искусство (corrupt art) - то, что трудно идентифицировать, то, чего не ждет ни общество, ни заказчик, ни критика, что не совпадает с логикой популярного искусства

Trash - мода, стиль, свобода

Идея

На данный момент необходимо вернуть первоначальную радикальность и революционность медиатехнологиям. А это проблема не технологии, а философии и идеологии. Нас интересуют проекты, революционные по отношению к самой технологии. Зачем нужны новые технологии, если они не могут выразить тенденции нового мышления? Это старые медиа. Новые технологии - это прежде всего новые задачи.

Понятия ""trash & trash-art" сегодня могут интерпретироваться достаточно широко и наша задача локализовать это явление до максимально четких категорий, адекватных тенденциям современной культуры и идеологии. Под понятием trash мы понимаем позитивный радикализм в искусстве, технологиях, форме коммуникаций.  Медиа Форум - это поиск материала и критериев. Взаимоотношения искусства и технологии - есть рамки концепции,

Зачем нужны новые технологии, если они не могут выразить тенденции нового мышления?

>>>О Медиа Форуме

Медиа Форум – официальная программа Московского Международного Кинофестиваля, стартовавшая в 2000 году. Ее возникновение в начале нового тысячелетия связано с интересом как широкой, так и профессиональной общественности к новым формам экранной культуры и новым компьютерным технологиям в области кино, телевидения, видео и интернета.

Медиа Форум, как action - это обмен идеями, вливание новых сил в современную культуру и наоборот. Это попытка продемонстрировать логику нового мышления и логику новых коммуникаций. На данный момент именно в сетевом искусстве отыгрываются и проходят апробацию новые идеи, реализация которых невозможна в контексте современного искусства.

>>>>Международный Совет

Вуди Васюлка – пионер электронного искусства, создатель крупнейшего в мире медиаархива «Vasulkas», США

Рудольф Фрилинг - Центр искусства и медиатехнологий (Zentrum fur Kunst und Medientechnology [ZKM]), Карлсруе, Германия

Кирилл Разлогов –  профессор, арт-директор ММКФ, директор Российского Института культурологии, Россия

Кэти Рэ Хоффман – зам. директора медиафестиваля «ROOT»,  директор центра «Hull Based Arts», Великобритания

Этьен Сандран - куратор отдела медиаискусства  Центра Жоржа Помпиду, Франция

Ян Шуйрен  - куратор Нидерландского Института медиаискусства  "Монтевидео/TBA”, Нидерланды

_____________________________________

Алексей Исаев, Арт-директор (newart@aha.ru)

Ольга Шишко, Куратор программ (mediaforum@danet.ru)

Антонина Титова, Международный координатор (procontra@danet.ru)

_____________________________________

Алекс Перлстайн.


Видео работы Алекс Перлстайн представляют собой абстрактные повествования, использующие элементы актерской игры. Обычно её работы демонстрируются путем крупномасштабных проекций, часто сопровождающихся фотографиями. В прошлом Алекс сама играла во многих своих работах, но в последнее время она всё чаще сотрудничает с профессиональными актерами. Основная тема её творчества - психологическое напряжение человеческих и социальных взаимоотношений. Г-жа Перлстайн получила степень бакалавра в области естественных наук в университете Корнэл и степень магистра изобразительных искусств в Государственном университете Нью-Йорка "Перчас". Её персональные выставки прошли в Музее современного искусства в Чикаго, в галерее Гроссмана, в Музее изобразительных искусств в Бостоне, в Лугар Коммум в Лиссабоне, в галерее "Постмастерс" и в галерее Артемис Гринберг Ван Дорэн в Нью-Йорке. Её работы также были представлены в серии "Видео перспективы" и в нескольких групповых выставках в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Кроме того, её работы были включены в выставки, состоявшиеся в Музее американского искусства "Уитни" и Музее Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке, в Музее искусства в Мюнхене и в музе "СМАК" в Генте. Её работы были показаны по 13-му каналу телевидения в Нью-Йорке и по 4-му каналу в Лондоне, а также в рамках многочисленных фестивалей, таких как Трансмедиаль в Берлине, "Уорлд Уайд" в Амстердаме, "ИнВидео" в Милане и "Пандемониум" в Лондоне. В настоящее время Алекс также преподает в Институте изобразительных искусств и в аспирантуре факультета искусств в Бард Колледж в Нью-Йорке. Алекс является уроженкой Нью-Йорка, где она сейчас живет и работает.

Список работ, которые будут показаны во время выступления Алекс:

"Две женщины" (2000 г., 2:20 мин., цвет/ звук)

Фильм сочетает в себе ощущения интимной близости и дистанции, акцентируя внимание на проблеме желания и средств массовой информации. В работе противопоставлены фигура живого актера и контур обнаженной женщины, вырезанный из журнала и висящий на первом плане. По мере того, как камера то приближает, то отдаляет образы, взаимоотношения между персонажами меняются. Звуковое оформление фильма содержит контрастные голоса двух женщин: вздохи и стоны первой и сухие указания второй. Этим подразумевается присутствие второй, возможно, реальной женщины, чья роль как участника или режиссера остается неопределенной. Её предложения и указания относятся как к актеру, так и к зрителю, пытаясь вызвать их сопереживание этому невероятному сочетанию неверия и соблазна.

"Объятие" (2000 г., 2:20 мин., цвет/ звук)

"Объятие" представляет собой резкий трагикомический рассказ о крахе любовной связи. Как и многие летние романы, фрагмент заканчивается, не успев начаться. Серия объятий, отличающихся друг от друга по настроению и силе эмоций, напоминает ряд волн без крещендо, вместо которого приходит только усталость. Объятия сопровождаются повторяющимся припевом из песни Карпентер "Супер-звезда", символизируя эмоциональный накал и мимолетность первых мгновений страстной любви. Затем к зрителю внезапно обращается мужчина с истерическим и обрывистым воззванием. По окончании его обращения, зритель остается с ощущением односторонности повествования и, следовательно, пустоты.

"Разговор" (2000 г., 4:00 мин., цвет/ звук)

"Разговор" происходит между двумя людьми, которые, в сущности, никогда не встречались, и представляет собой серию фрагментарных попыток заглянуть в суть глубинных эмоций, которые во многом иллюзорны. В основе этих искусственно созданных и рефлексивных отношений лежит невербальное общение. В этом случае конфликт не находит разрешения, лишь временную передышку благодаря тому, что персонажи постоянно меняются ролями. Единственная константа - это их состояние вечного круговорота, происходящего на фоне раздумий зрителя на тему характера их отношений и конфликта, который, возможно, существует только в сознании персонажей.

"Проклятое пятно" (2000 г., 2:20 мин., цвет/ звук)

В "Проклятом пятне" мужчина сначала преследует, а затем атакует сиреневое пятно, которое является простым кругом, вырезанным из сиреневой бумаги, который висит перед объективом камеры и символизирует абстрактное представление об "ином" и противопоставление желанию и гневу главного героя. Его безуспешные попытки захватить пятно длятся мучительно долго, сопровождаемые текстом из песни группы "Who" "Томми": увидь меня, прикоснись ко мне, почувствуй меня, ты слышишь меня- слышишь? Эти строки, кажется, умоляют мужчину продолжать свои бесплодные попытки, призывая его прикоснуться к пятну.

"Эпизод" (2002 г., два канала, 10 мин. каждый, широкоэкранный формат, цвет/ звук)

Эта двухканальная работа представляет перед зрителем группу из четырех персонажей, изображающих из себя традиционную семью: мать, отца, дочь и сына. В ходе восьми сцен они демонстрируют тонкую и сложную динамику семейных отношений, иллюстрируя решающие привязанности и переживания, которые влияют на нашу дальнейшую жизнь, такие как подражание чьему-то примеру, конфликты, соперничество и нежность. Нюансы взаимоотношений этих персонажей свидетельствуют о том, что не существует понятия "типичная полноценная или неполноценная семья", и что семейная жизнь полна смешными и грустными противоречиями.

"Покинутый" (2003 г., 10:00 мин., цвет/ звук)

В центре фильма один из шести персонажей. Он сочетает в себе знаменитость, гуру, наставника, политического лидера, начальника и добытчика. Остальные - поклонники, избиратели, подчиненные и зависимые родственники. В трех первых сценах зрителю представлена эта иерархия, в глубине которой чувствуется напряжение. Четвертая сцена является апогеем, в ходе которого происходит разрушение этой структуры власти. Группа покидает, унижает и избавляется от главного персонажа. Их решительные действия не ведут к установлению нового, более справедливого порядка; единственный результат - смена власти и продолжение установленного цикла.


Московская Лаборатория тактических медиа была проведена 26 июня в рамках МедиаФорума XXV ММКФ, осуществленного исследовательским центром MediaArtLab. Она проходила в течение одного вечера в артистическом Клубе на Брестской. Модераторами были организатор события, медиакритик Олег Киреев, и приглашенный гость Лаборатории, один из организаторов фестиваля тактических медиа next5minutes4 (www.n5m.org), профессор Утрехтского университета Дэвид Гарсиа.

 

Встреча началась с показа кино-хита последнего кинофестиваля "Стык", работы Григория Диккерта и Ленки Кабанковой "Фильм-счастье", которая в динамичной и стремительной манере демонстрирует новейшие технологии гипноза, программирования и зомбирования, транслируемые на нас из рекламы и с телеэкранов. Фильм настолько "ужасен", что становится даже смешным. Поэтому он стал для нас представлением "масс-медиа" - удобным введением в тему тактических медиа, которые никого не зомбируют и не программируют, а предназначены своими для своих, служат целям создания наших, неотчужденных сетей информации и коммуникации для активистов.

 

Первым выступал приглашенный гость, критик и видеохудожник Дэвид Гарсиа. Он представил ретроспективный взгляд на возникновение и развитие амстердамской культуры тактических медиа - автономистского движения 1970-80-х, сквотирования домов (а за ними и кабельных телеканалов), информационного активизма. Успеха амстердамские активисты добились, в основном, благодаря тому, что сосредоточили усилия на конкретных задачах, имевших конкретные и практические результаты. Они начали не с абстрактной критики общественных устоев, а с конкретных действий по захвату медиа-пространства, что можно назвать "радикальным прагматизмом". В видеоматериалах Дэвида были показаны особенно интересные материалы с участием философа Хаким Бея, а также хроники сквоттерства и арт-медиа-кампаний. Он рассказал о том, почему когда-то сам, гражданин Великобритании, решил поселиться в Амстердаме: его настолько прельстила свобода и простота в нон-профитном использовании технологий, и возможность с их помощью строить и создавать артистические "автономные зоны".

 

Затем руководитель проекта "гетто" (www.getto.ru), медиакритик Олег Киреев сделал краткое описание московской "потенциальной" сцены тактических медиа. Коснувшись истории 90-х годов, в которые артисты и политические активисты предпочитали активно использовать официальные, тогда вполне доступные, средства массовой информации, - он перешел к нынешнему положению дел, гораздо более плачевному. Инертное гражданское сознание в России сейчас сомневается в возможности преобразований снизу, поскольку за последние два десятилетия оно видело слишком много попыток такого рода. Что же до художников и активистов, то они, на настоящий момент, только декларируют свое негативное отношение к политике и масс-медиа, но не обладают конкретным инструментарием для общественного сопротивления. Первыми шагами - по примеру коллег с Запада - здесь должны стать а) создание автономных сетей коммуникации; б) шаги к созданию автономного низкотехнологичного производства. Информационный активизм - это просто-напросто своя, неотчужденная, надежная информация в море "дезы" и медиа-манипуляций. И нам особенно стоит это понимать в России, где война идет уже седьмой год, и особенно сейчас, в год 2003 - год очередных парламентских выборов.

 

После этих двух обобщающих докладов разговор перешел к презентациям, и первым здесь был руководитель проекта "IndyVideo" (www.indyvideo.by.ru) Дмитрий Модель. Проект появился недавно, был вдохновлен идеями популярного среди антиглобалистов движения "видеоактивизм". Он ставит задачу документации социальных акций. Краткие видео-репортажи о событиях должны вывешиваться в сети на сайте "IndyVideo"; предоставляется место любым проектам анархического, коммунистического, троцкистского, экологического, правозащитного толка, исключая фашистов. Проект видит свою задачу в оперативном (репортажи о событиях монтируются в течение нескольких часов) информировании людей о социальных акциях в разных точках России; в данный момент он налаживает корреспондентскую сеть в восьми городах, и тесно сотрудничает с активистами из Беларуси. Особенно интересным акцентом в выступлении Дмитрия Моделя стало то, что инициаторы проекта "IndyVideo" заранее противопоставляют себя возможным медиа-манипуляциям, и берут на вооружение манифест документального кино группы "Догма". Может быть, активисты выглядят не всегда нарядно, но они сообщают о себе только то, что соответствует!

 

Тактические медиа - это средства не только технологий, но и коммуникаций; поэтому мы сочли правильным пригласить на Лабораторию одного из организаторов автономного книжного магазина "Фаланстер" (Б.Козихинский, д.10) Бориса Куприянова. В своем, весьма критическом, выступлении, Борис рассказал о задачах и об истории магазина. С открытия в сентябре прошлого года "Фаланстер" стал местом встречи и общения разнообразных левоориентированных инициатив, ареной книжных презентаций, а также главным пропагандистом прогрессивных культурно-политических издательств, таких, как "Гилея" и "Ультра-Культура". Тем не менее, по утверждению Бориса, магазин всячески стремится избежать прямой политической идентификации и чередует право- и левоориентированные встречи. Он организован на изначально анархо-социалистических идеях совместного предприятия, где прибыль делится поровну между работниками, а решения принимаются единогласно. В ходе обсуждения доклада был предложен термин "тактическое книгоиздательство", впрочем, и выступающий, и ведущий посетовали, что у нас такого книгоиздательства пока мало.

 

Начав разговор об "IndyMedia", Дэвид Гарсиа рассказал о спорах вокруг этого знаменитого международного проекта, который стал главным медиа антиглобалистов. Фестиваль next5minutes4 собирается посвятить ему специальную секцию и много спорит о том, насколько к настоящему моменту проект оправдал себя и сохранил значимость. Представитель русского IndyMedia (www.russia.indymedia.org) Михаил Цовма коротко описал его историю и задачи: сообщать информацию о событиях левого движения, особенно об антиглобалистских инициативах, предоставлять возможность открытой публикации. Как и "IndyVideo", "IndyMedia" отказываются публиковать фашистов, и даже сместили с поста руководителя проекта Владимира Видемана, который был замечен в правых симпатиях. Было отмечено, что в критические моменты общественных волнений, например, в дни событий, обозначаемых "Норд-Ост", общественный интерес к таким ресурсам, как "IndyMedia", стремительно возрастал. Но, к сожалению, организаторы не отслеживают посещаемость сайта и прокомментировать его историю с этой точки зрения не могут.

 

Своеобразным дополнением к презентации "IndyVideo" стала презентация директора фестиваля сверхлюбительского кино "Стык" Сергея Сальникова. Его приглашение было неслучайным, поскольку, в отличие от организаторов амстердамского фестиваля next5minutes4, московские кураторы считают видеокамеру низкотехнологичным тактическим медиа, а художественное высказывание - таким же средством информации, как издание или медиа-кампания. Сергей Сальников описал историю фестиваля, начавшуюся в 1996-м году, появление на московской кино-сцене поколения видеохудожников-радикалов (Олег Мавроматти, Светлана Баскова), расширение аудитории фестиваля, его переезд в Дом Ханжонкова; политику фестиваля в отношении подбора жюри, победителей фестиваля в последние годы (фильмы "Черный фраер" Глеба Михайлова, "Случай с пацаном" объединения "СВОИ 2000", "Пасека" группы "Н.О.М."), а также то, что фестиваль создает не только аудиторию как "сеть", "network", но независимую сеть дистрибуции (является информационным спонсором единственного киоска на "Горбушке", который распространяет его фильмы). В этом отношении фестиваль также можно назвать тактическим "медиумом" автономной культуры.

 

И, наконец, последней презентацией стало выступление журналиста и анархиста Никиты Раскатова, представившего новый сетевой проект "Anti-Kreml.org", который должен стать структурным конкурентом знаменитого официозного портала экспертизы "Kreml.org", и новым высокопрофессиональным анархо-ресурсом интернета. Проект состоит из секции экспертных мнений приглашенных обозревателей по ключевым вопросам экономики и политики, ленты новостей и анархической библиотеки. В отличие от большинства соответствующих проектов, ресурс тяготеет к определенной закрытости, в частности, доступ к некоторым из его секций ограничен. Ресурс "Anti-Kreml.org" станет стартовой площадкой для тестирования других сетевых и медиальных проектов, в частности, кампании "Против всех партий", которая, если будет проведена, сможет наконец оправдать существование анархического сообщества в России 2003 года.

 

Коротко суммируя впечатления, можно сказать, что событие явилось первой попыткой организовать медиа-сообщество России и дать ему представление о прогрессивном опыте коллег-информационных активистов на Западе. Как и положено первой попытке такого рода, оно отличалось невысокой посещаемостью и слабой активностью аудитории, тем не менее, здесь были сделаны первые дефиниции и даны первые оценки. К сожалению, не все приглашенные участники приготовили свои доклады, также были определенные проблемы с технической частью Лаборатории. С содержательной стороны стало очевидно, что только некоторые из активистов заинтересованно относятся к опыту и информации коллег с Запада (имеется ввиду, например, проект "IndyVideo", даже взявший себе название "тактической медиа-группы"), а во многих случаях они заранее удовлетворяются старыми, традиционными методами работы, относящимися, можно сказать, "к ХХ веку". Именно по причине последнего соображения в число приглашенных на событие так и не вошли организаторы российского антиглобалистского движения "Attac", до сих не сформировавшие в плане медиа ничего, кроме закрытой интернет-рассылки, а в области прямых действий удовлетворяющиеся традиционными, редкими митингами и пикетами. Также в ходе подготовки Лаборатории организаторам пришлось отметить, что вообще среди активистов мало кто проявляет интерес к коммуникационным технологиям, что современные российские LINUX-исты остаются замкнутой, чисто технологичной кастой, а радикальные интернет-художники (к примеру, хакеры) также обитают в каком-то параллельном пространстве. Все это - повод для того, чтобы дальше работать и распространять информацию. Вместе с организаторами МедиаФорума, объединением "MediaArtLab", мы собираемся это сделать на запланированной на ноябрь конференции "Pro & Contra", где будет расширенная медиа-секция. Участники московской Лаборатории тактических медиа передают привет международным коллегам, медиа-активистам, и организаторам фестиваля next5minutes4. За информационную солидарность!

 1 июля 2003 г.  

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO