ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

органайзер ковалева андрея  #9 /5 декабря


Органайзер - 9. 5 декабря.
Дегенеративное искусство в Третьяковке;   пирдуха в ГМИИ, Пепперштейн в "Зеркале"; в "Детском саду" мы с тобою вдвоем, кормильцу от советологов.

Класcики-1. Брусиловский
Текучка-1. Кандинский - очень хорошо. Шенберг -  очень хорошо
Текучка-2. Пруст и Моне.
Tekucka-0 Poust+Kandinsky
Текучка-3 Еще Кулик
Tекучка-4 - Свиблова, Инфанте, Бодэ, Мамонов
Светлое будущее. Все пойдем на Арт-Манеж
Скольжение -1. НЗ - Плавинская о Ковалеве и критике, Паперный о Ревзине,  Смолев о сюрреализме, Файбисович о Главном.
Скольжение-2. "Зеркало" - Пепперштейн, еще Пепперштейн, Янкилевский, Холин, Слепян.
Классики-2. Рогинский, Чуйков, Гороховский, "Детский сад"
Мы и ОниСпасибо товарищу Сталину от советологов

Классики-1. Порылся в емельных архивах, нашел старое письмо от Анатолия Брусиловского. Решил повестить в "Историю онлайн". Заодно составил страничку Классика Бурсиловского.

Текучка-1. Кандинский - очень хорошо. Шенберг -  очень хорошо. Одного я только не понимаю v чего радоваться оттого, что нам впервые за много лет показывают нашего же Кандинского. Конечно, галерейским v хорошо, они на Кандинском катаются по свету.  Счетную палату на них бы наслать! Еще мне сильно надоело копаться в корявых и бессмысленных кураторских замыслах и приписывать нашим музеям несуществующее величие.   Вот я и разразился депрессивной статьей. Но все ведь без толку, ребята...

Ковалев. Диссонансы музеев
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/217/7/1
"Печалует только одно - вся эта машина эстетической власти вертится впустую. До определенной поры об этом приходилось тактично помалкивать, но теперь производственная необходимость и профессиональная этика заставляют открыть все карты. Итак, работники масс-медиа поставлены перед печальной необходимостью регулярно вводить своих читателей, слушателей и зрителей в заблуждение ? ведущие московские музеи почти ничего не поставляют на информационный рынок.
Кандинский и Шенберг" или "Пруст и Моне", конечно очень перспективные товары для информационного рынка. Но их наполнение, то есть реальные выставки, имели право стать информационным поводом только в том случае, если сами музеи поставляли бы эти самые информационные поводы в промышленных масштабах.
В общем-то понятно, почему руководство обоих музеев очень не любит журналистов. Художественные критики тоже не очень жалуют музейных директоров. Но у злосчастных представителей критического цеха совсем другая причина. Мы чувствуем себя обманутыми дистрибуторами, которым в очередной раз подсунули лежалый товар, который в очередной раз придется выдавать за haute couture."

А вот что написали достойные коллеги. Ромер хороший.
Александр Панов. Конец цитаты. (При участии Дмитрия Ухова)
http://ej.ru/000/art/05/index.html
"Собственно, картины Шёнберга - такой же путь к себе, как его музыка.
Но первый русский абстракционист Василий Кандинский почувствовал потенциальную готовность австрийского визионера отринуть фигуративность. Как отказался он от гармонии.
Нет, художник был все-таки бoльшим радикалом, чем композитор. Кандинский не просто "расширял сознание" и запечатлевал свои патологические видения. Он, перейдя к языку абстрактной живописи, пытался манипулировать чужим сознанием.
Прежде картина была окном в мир, музыкальная пьеса - форточкой, из которой доносились вполне жизнеподобные звуки. Художник или композитор цитировал в меру сил и способностей совершенное произведение Господа Бога, преклоняясь перед демиургической мощью или меряясь с ней силами."

Велимир Мойст. "Декабрьские вечера" по-третьяковски. - Газета.ру, 28 НОЯБРЯ 12:59
http://www.gazeta.ru/2001/11/28/dekabrjskiev.shtml
"То, что в сегодняшнем пресс-релизе названо "каким-то высказыванием Кандинского, истолкованным как антисемитское", нам не известно, но реакцию Шёнберга не следует считать вздором. Достаточно прочитать еще одно письмо из Веймара, где художник сообщает адресату о наличии ?одержимых¦ наций и успокаивает возможностью их исцеления. В действительности ?одержимым¦ некоторое время был сам живописец. Едва ли его расовые представления были агрессивны, да и бегство из фашистской Германии с последующим заочным зачислением в разряд "дегенератов" наверняка образумило, но фактов не вычеркнешь.
Выглядит подборка не бездарной, но чудаческой и дилетантской. Панегирики по поводу этих вещиц, изошедшие в свое время от Кандинского, надо отнести на счет стратегических установок и характерной экзальтации. А может, это было своеобразным сочувствием, ведь о самом бывшем юристе поначалу отзывались так: ?Он какой-то чудак, очень мало напоминает художника, совершенно ничего не умеет, но, впрочем, по-видимому, симпатичный малый¦ (из высказываний Игоря Грабаря в пору обучения в мюнхенской школе Ашбе)."

Константин Агунович. Арнольд Шенберг - Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки. Афиша
http://afisha.net/vystavki-review.phtml?id=550036
"Кандинского в Москве не застать. Всем он нужен. Без Кандинского не обходится ни одна крупная международная выставка, поэтому он гастролирует беспрерывно, и даже его картины из Третьяковки в Москву теперь наведываются только в рамках гастролей."

МОЛОК ГЛАЗ - МОЛОТОЧЕК, ДУША v РОЯЛЬ. Кандинский и Шенберг помирились в Третьяковке.  - Известия
http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=10445
"Черный юмор истории - пострадал не только Шенберг, вынужденный эмигрировать из Германии в 1933 году (он переехал сначала в Париж, а потом в США), но и Кандинский, который хотя и не был евреем (и, скорее всего, не был антисемитом), но делал вполне "дегенеративное", как определяли его наци, искусство, - в том же 1933 году он уехал во Францию."

Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Союз разрушителей. Выставка Шенберга и Кандинского в Третьяковской галерее
http://www.vremya.ru/2001/220/7/24640.html
"Блистательная, гармоничная живопись Кандинского и дилетантские, шокирующие своей откровенностью полотна Шенберга близки не механически -- дружбой и знакомством авторов, -- а бескомпромиссной чистотой выражения. Самым важным для них было адекватное воплощение внутреннего мира, полное соответствие замыслу, избавление от всего лишнего.
"Но в том, что касается живописи, Вена в начале века была очень специальным местом: одна выставка Ван Гога, одна выставка Мунка -- и все. Шенберг ничего не знал, например, об импрессионистах и был вынужден совершенно самостоятельно развивать свои живописные идеи."

Мария Михайлова - Вести.ру
http://www.vesti.ru/2001/11/29/1007039659.html
"Экспрессионист в музыке, он и в живописи не изменял убеждениям. Его живописные образы-фантомы обращены внутрь себя. Шенберг, как и Кандинский, тоже сосредоточен на поиске внутренней сущности явлений - на этом их сходство заканчивается. Если уж говорить о сопоставлении, то наверное, имеет смысл сравнивать живопись Кандинского с музыкой Шенберга - здесь есть хотя бы совпадение в масштабе.
И если музыку Шенберга, признавая за ней все достоинства, исполняют сравнительно редко, в силу ее некоммуникабельности, то Кандинский, напротив, является одним из самых коммуникабельных авторов ХХ века."


ОКСАНА ХМАРА. Живопись на два голоса. Арнольд Шенберг и Василий Кандинский в Третьяковской галерее
http://www.kommersant.ru/archive/archive-material.html?docId=296153
"
Но подобная выставка могла бы состояться и без всякого повода, уж очень любопытная у нее интрига.
Обнаружилось, что у них много общего, как много схожего между живописью и музыкой. Оба издали за год до этого свои эпохальные теоретические трактаты: Кандинский v "О духовном в искусстве", Шенберг v "Учение о гармонии". Несколько позже, правда, деятели искусства рассорились из-за пустяка, но сейчас весьма гармонично сочетаются в стенах одного музея."

Текучка-2. Пруст и Моне. С Пушкинским - то же самое, что и всегда. Ирина Санна, кажется, так еще и не поняла, что семидесятые кончились раз и навсегда. Так что нам еще мучиться и мучиться. А хочется мочиться - или, как Бренер, испускать фекалии. Но тяжело - запор какой-то. Юля Герба мне позвонила, я ей сказал, что музеи нас дурят. Она, собственно, меня приглашала в "Риджину" - и тактично согласилась, что там не дурят. Все чин-чинарем.

Велимир Мойст Предмет не важен, Газета.ру, 27 НОЯБРЯ 11:50
http://www.gazeta.ru/2001/11/27/predmetnevaz.shtml
"Изображаемый предмет не важен, важно то, что вокруг да около, но вокруг да около тоже предметы, значит, они тоже не существенны - и так до бесконечности. Череда неустойчивых состояний и есть мир. Опровергать можно, проигнорировать не выйдет.
Не исключено даже, что прохождение через "третий пол" - всего лишь затянувшаяся крайность творческих поисков, чрезмерное сосредоточение на открывшемся вдруг предмете. Но ведь предмет не важен... Живопись Моне, музыка Дебюсси и тексты Пруста выше любых модных веяний. Об этом обе выставки, об этом, надо полагать, и весь фестиваль."

Ольга КАБАНОВА. В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Клод Моне под сенью Марселя Пруста. Известия, 26.11.01
http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=10373
"В постсоветские времена Пруст - один из самых издаваемых писателей, и если теперь его читают меньше, так только потому, что и досуга стало много меньше, а второпях он не читается.
Две выставки связаны не только темой, но и многочисленными развешанными на них текстами, где смешаны цитаты из самого Пруста, высказывания о нем писателей и пространные пояснения к сложной и многослойной теме "Вечеров". Стиль этих пояснений витиеват и поэтичен - этакое подражание Прусту, иногда похожее на пародию."

Григорий Ревзин. Исправление утраченного времени. В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка "В сторону Пруста. Клод Моне" - "Коммерсантъ"
"Нельзя было не ощутить, что все они - и Пруст, и Моне, и де Монтескью-Фезанзак, и королева Беатрикс, и Ирина Александровна, и Альфа-банк, и Mercury - люди одного круга, и то, что их логика не всегда и не всем понятна, естественно.
Нужно было назвать фестиваль не "В сторону Пруста", а "В исправлении утраченного времени", имея в виду 60-е годы, когда инициаторы выставки и герои "Декабрьских вечеров" были молоды и по первому разу влюблены в импрессионизм. Тем более что исправление утраченного времени - традиционный российский жанр."

Людмила Владимирова. Моне и Пруст: свет и проза vВедомости, 29 ноября 2001
http://www.vedomosti.ru/stories/2001/11/29-38-02.html
" Утонченный денди Пруст и несколько деревенского вида Моне. Первый творил, запершись в комнате, обитой пробковыми панелями, чтобы звуки внешнего мира не мешали. Второй, когда разбогател, купил под Парижем имение Живерни и рисовал на природе. Первый "воскрешал прошлое" (Андре Моруа) , а второй был нацелен исключительно в будущее: его живописные открытия дали толчок не только изобразительному искусству, но и кинематографу.
Фантазия организаторов "Декабрьских вечеров" из года в год становится все изощренней."

Tekucka-0. Для полноты картины заглянул в московские англоязычные газеты - там тож кое-что пишут. Но скучно.
Impressions of an artist as Proust knew him
http://www.russiajournal.com/ls/article.shtml?ad=2556

Raymond Stults. An Intersection of Ways,
Thursday, Nov. 29, 2001. Page III
http://abroad.themoscowtimes.com/stories/2001/11/29/102.html
"Asked about his painting in an interview shortly before his death, Schцnberg declared that it "was the same for me as composing. It was for me a way of expressing myself, of presenting emotions, ideas and feelings. - I was never very capable of expressing my feelings or emotions in words. I don't know whether this was the reason I took up music and painting, or vice versa. [But] since I could use this possibility as an outlet, I could do without having to express myself in words."

Текучка-3 Еше Кулик. Про Кулика я написал в @рт-газету. Скоро выйдет, читайте. Однако, по поводу лужковской архитектуры прибавлю, что ее настала пора любить - как сталинскую. История повторяется дважды, как говаривал старик Карл за ранним обедом.

Екатерина Болелая. Бульдог в пейзаже. Как Кулик не стал "делать собаку"
http://www.newtimes.ru/newtimes/artical.asp?n=2925&art_id=1835
"С этой его собакой, пусть даже на табуретах, все ясно - ею автор восхищается вполне открыто и на некогда эпатирующие проявления не разменивается. Ходит такой спокойный, вполне одетый и охотно рассказывает собравшейся публике о "восхитительном своде спины" и "гармонично свисающих конечностях" друга человека."

Михаил Сидлин. КУЛИК и ИКЕЯ. В галерее Гельмана показывают табуретки. С фотографиями
http://www.vremya.ru/2001/220/7/
"Кулик-буржуа.У Гельмана на выставке фотографий всего 2. На обеих - собака. Любимый пес. Крупный план снизу - так, как увидеть животное, пожалуй, способен лишь червяк, проползающий по земле под его брюхом. В роли червяка на сей раз оказывается зритель. И никакого Кулика-как-модели.Собака - на первом плане.
Замечательная получается подстановочка. На место торжественной бесчеловечной архитектуры Кулик ставит пса. И любуйтесь. Вот радикальная экология по-куликовски. Пес - это архитектоника. Зритель - мразь болотная.Изгой. Вот как принимали человека-собаку поначалу. Дикий русский с кре-е-е-пкими зубищами. Опасный и будоражащий. Но с течением времени открылось: не изгой Кулик, нет. Только маска изгоя надета на нем. Вот в чем суть новых проектов Кулика (что в "Риджине", что у Гельмана) - обнажить продажность собственного радикализма."

Богдан Мамонов. Искусство недели: психотерапия, отдых или бизнес?
"В свое время в Москве бытовала шутка: "Чем коммерческий художник отличается от некоммерческого? Тем, что продает свои работы намного дороже". Кулик в совершенстве овладел такого рода стратегией, превратив свой имидж главного радикала в инструмент успешной коммерческой карьеры."

Плюс ко всему вышесказанному, нашел еще два интересных текстика. Второй точно указывает на то, что Куличок зазвездел окончательно.
Вячеслав КУРИЦЫН (((((
Олег Кулик Интервью с Девидом Карсоном
"А я представил: Толстой типа воскрес, и Олег объясняет графу, какое значение в том, что на него куры срут, он же сам все утверждал, что жизнь выше искусства; сначала, впрочем, Олег ему объясняет значение слова "инсталлляция"...)
Почему Кулик победил? Почему 99 из 100 талантливых художников, выходящих на тропу актуального-арта ен получается просто ничего, почему лишь единицы могут преодолеть сакраментальную отечественную маргинальность и выйти на так называемую "междунродную сцену", почему почти никто не может предложить миру эксклюзивный продукт, - почему, то есть, Кулик смог?"

Мария Адамчук. Олег Кулик: "Я не тяну чужую лямку" - JW.ru
http://www.jw.ru/success/text.asp?t=010810
"Обычно авангардисты жили в несколько тепличных условиях - очень хорошо знали западную ситуацию, читали западную прессу, общались с иностранцами, но были совершенно оторваны от советской жизни. А я, пообщавшись с коллегами два-три дня, уезжал в деревню и видел совсем другую сторону жизни. В этом, пожалуй, мое главное отличие от многих московских художников: во мне есть оптимизм и некая плебейская жизнерадостность, потому что я пять лет прожил в такой среде, где пессимизм - смерть. Там жизнь в постоянной борьбе - дров наколоть, воды принести. Утром просыпаешься - весть пол в инее. Тут не до пессимизма.
Один художник сказал мне: "Тебе хорошо, у тебя была такая трудная жизнь, а вот мне после вечно полного холодильника знаешь как тяжело!"."

Текучка-4 - Свиблова, Инфанте, Бодэ, Мамонов.
Федор Ромер. Новые поступления в коллекцию Московского Дома фотографии. Выставка по случаю 5-летия музея "Московский Дом фотографии"
http://ej.ru/000/na_dniah/exhibition/photo/index.html
"Экспозиция в МЦИ на Неглинке - тоже современное искусство, но это уже небольшой салон с эффектными работами, которые так и просятся на стенку в доме образованного ценителя.
Историография, ярмарочное популяризаторство и сугубо специализированное эстетство, продемонстрированные тремя выставками, и есть три ипостаси деятельности Дома фотографии, обеспечившие ему феноменальные успех и популярность.
И это не разнобой и полифония, а настоящий музейный размах. Над Домом фотографии, который назвался музеем, еще не имея достойных помещений и штатного расписания, все пять лет принято было подтрунивать. А тут посмотрел - поди ж ты, действительно музей вышел. Хоть это всего-то выставки."

Игорь Чувилин. Земля как точка отсчета. В Крокин-галерее новая инсталляция Франциско Инфантэ "Между небом и землей"
http://www.mn.ru/issue.php?2001-48-49
"Между землей и небом, в столкновении реального и идеального рождается художественное событие. Мы застаем его в самый интересный момент - мастер еще работает, но идея будущего творения уже ясна. Чтобы оно зажило своей жизнью, осталось сделать маленькие штрихи и выйти из кадра. Совершенно в духе современного искусства. Инфантэ на этой выставке избегает застывших форм, которые принимают его артефакты, развешанные по стенам многих мировых музеев, заставляя ощущать живое движение художественной мысли."

Свергун АннаСтекло, металл и небо. Поверхности Розанова в Айдан-галeрее.
http://www.weekend.ru/art/news.cfm?id=8DD9C6BF-66D0-47EF-9C87-96B6A463E36A
"Можно попробовать догадаться, какие из зданий Розанов снимает, хотя это практически невозможно. На снимках обзличенные изображения фрагментов двух домов, создающие ощущение стерильного города будущего."

Михаил Боде. То ли плакать, то ли смеяться. Diary-31, 27 Ноября 2001
http://www.russ.ru/culture/vystavka/20011127_bo.html
("Нонконформисты. 1955-1985. Хроника. Из коллекции Кенды и Якоба Бар-Гера".) "Стороннему истории "другого искусства" зрителю выставка мало что говорит (какие-то, зачастую мутные, снимки с тусовщиками, одетыми не по-современному), участникам же тогдашней арт-герильи есть что сказать устроителям: тут датировка неправильная, там известный персонаж подписан чужой фамилией, а на этом снимке вообще все перепутано.
Зачем, спрашивается, перебивать и без того тесную, шпалерную развеску фотографий редкими вкраплениями живописи. Хотелось сделать реконструкцию тогдашнего коммунального житья, комнатенку, заполненную непродаваемыми авангардистскими опусами? Эффект же получился другой. Так и видишь, как престарелый художник закрывает фотографиями своих друзей и самого себе лысые места на стенах, где некогда висели его работы, "уплывшие" на Запад. Жаль, да и только.
(L-галерея) "А есть, так сказать, предчувствие грусти: пройдет еще пять-шесть лет, и нынешних пересмешников цепко прихватит и заласкает галерейными руками истеблишмент. Что же, тогда найдутся другие смехачи."

Богдан Мамонов.  Искусство недели: психотерапия, отдых или бизнес?
http://www.polit.ru/documents/459519.html
L-галерея, "Поездки за город-2") ?Но не все так просто: не зря выставку курирует Андрей Ерофеев - одна из влиятельнейших фигур арт-сообщества. У ?поездок за город¦ солидные спонсоры, в том числе - фонд Форда. Порой складывается впечатление, что кто-то заинтересован в воспроизведении образа этакого русского художника-дебила. Ведь в действительности "живые картины" сибиряков при всей их брутальности абсолютно безобидны. Они не несут в себе ни малейшей доли реального сопротивления, зато подобный "рашен деревяшн" прекрасно укладывается в глобалистские модели "национальных идентичностей".¦
(Олег Кулик) "В свое время в Москве бытовала шутка: "Чем коммерческий художник отличается от некоммерческого? Тем, что продает свои работы намного дороже". Кулик в совершенстве овладел такого рода стратегией, превратив свой имидж главного радикала в инструмент успешной коммерческой карьеры."

Светлое будущее. Все пойдем на Арт-Манеж. Но сперва следует прочесть Агуновича. В миллионный раз все правильно сказал, ничего с кунстбазаром никакой Овчаренко не поделает. Конечно, хотелось бы... Но что поделаешь?
Константин Агунович. Цена эквивалента. Хорошее искусство определяется списком
http://archive.expert.ru/thing/01/01-40-00/art1.htm
"В России нет ни одного полноценного музея contemporary art, ни одной по-настоящему крупной ярмарки и с государственной поддержкой дело обстоит худо - то есть никак. Покупателей на рынке современного искусства, как уже было сказано, очень и очень немного. Можно даже сказать, что отличительная особенность этого рынка в том, что у нас его фактически нет.
Так, чтобы представлять себе общий уровень. Но в поисках этого уровня лучше не пробираться среди толпы в бывшем конногвардейском манеже, каждую минуту рискуя быть облитым недорогим шампанским, а отправиться в Центральный Дом художника, где галерей со средней и незначительной номенклатурой масса, - и лучше всего летом, когда больших выставок в ЦДХ нет и все, что до того занимало куда менее почетные места, выдвигается в центральные залы. Зайдите в один из этих залов. Посмотрите по сторонам. Все остальное будет таким же. Составьте представление - и идите вон не оглядываясь."

Еще советую, на всяк случай Ромера почитать. Тоже ВСЮ ПРАВДУ говорит - и по аклицки.
Fedor Romer. Glory and Compassion. Strategies for Success in Moscow-s Contemporary Art World
http://www.capitalp.ru/dec2000_jan2001/artscene/index1.htm

Скольжение -1. НЗ - Плавинская о Ковалеве и критике, Паперный о Ревзине,  Смолев о сюрреализме, Файбисович о Главном. Просматривал разные журналы: "Неприкосновенный запас", НЛО, израильское ?Зеркало¦. Нашел много интересного и поучительного. Но Лизаветину статью увидел v и заплакал. Вот, оказывается, какой я хороший и сколько горя людям хорошим принес. Но ничего, теперь-то я - мягкий и пушистый.

Елизавета Плавинская. О художественной критике от первого лица.
"Неприкосновенный запас", № 1 (9) 2000
http://magazines.russ.ru/nz/2000/1/plavin.html
"
Недавно один молодой художник, Митя Федоров, сказал мне: "Есть только один критик - Ковалев, потому что он - идейный". Федоров - внук Михаила Шварцмана, классика советского нонконформизма. Его знакомство с критикой Ковалева началось с чтения в семье статьи о выставке самого Шварцмана. Естественно, статья не понравилась. Ее сочли оскорблением и обиделись. Только внук и понял, чту хотел сказать критик. Что Ковалев не хотел никого оскорблять, даже наоборот. Он просто высказал свое мнение, правда, сильно разнящееся от общепринятого и принятого в семье Шварцмана.
Помню, после выставки "Дмитрий Плавинский" в галерее "Дом Нащокина" пыталась убедить всех в семье, что такая пресса - это не пасквиль, а другой взгляд, модернизированный язык искусствоведения и система ценностей нового поколения. Безуспешно. Та же картина и в истории, с которой я начала: обсуждение критики на выставку Шварцмана в семье Шварцмана, где только внук и понял, что хотел сказать критик. Вся эта долгая история к тому, что не критика 90-х продажна, как ее окрестили зрители и художники, с ней не согласные."

Владимир Паперный. Back in the USSR?. "Неприкосновенный запас", № 2 (4) 1999
http://magazines.russ.ru/nz/1999/2/paper.html
"Ревзин является моим любимым архитектурным критиком, и не только потому, что часто меня цитирует. Но тут мне хочется ему возразить. Почти то же самое писали западные критики о возникновении сталинского стиля, например: "За внешне безобидными и невнятно сформулированными принципами социалистического реализма лежат взгляды самого Сталина". Ах, Гриша, перечитали бы вы двенадцатую страницу "Культура Два", как говаривал Бомарше. Не странно ли, что личные взгляды и Сталина, и Лужкова породили один и тот же феномен, главной чертой которого можно считать заимствование архитектурных элементов и помещение их в чуждый им контекст. Своеобразная дистилляция, при которой из архитектурного элемента устраняется его собственное историческое содержание, так что его можно использовать чисто декоративно и наполнять любой другой идеологией. Такой странный антиисторический историзм."

Дмитрий Смолев. О НАШЕМ "СЮРРЕАЛИЗМЕ". "Неприкосновенный запас", № 6 (8) 1999
"Это был иной, несоветский, масскульт; за изображениями, соединявшими ирреальное и натуралистическое, то есть одно запретное с другим, смутно маячили и прочие недоступные ценности: свобода самовыражения, либеральная идея и круглосуточные супермаркеты. По сути , просвещенные зрители таким образом голосовали за право художника угождать желаниям потребителя, а не требованиям выставкома.
Далинианская метода воспринимается ими как классическая, плодотворная и не утратившая актуальности. В силу чего они сами оказываются если не классиками, то, во всяком случае, людьми классической традиции, а значит, всякому мыслящему существу, вслед за З.Ф., должно интересоваться бессознательным в их творениях."

Семен Файбисович. Песни о главном. "Неприкосновенный запас", №2, 1998
http://magazines.russ.ru/nz/1998/2/faibis.html
"Утаивание трупа андерграунда стало выраженной стратегией здешнего актуального искусства, что вполне гармонирует с принятым сегодня способом ностальгировать). Надо отдать должное интуиции художника: при всех вызовах его новой стратегии нынешнему западному чувствованию, она вполне конгениальна установочной левацкости тамошних актуальных дискурсов. Просто так уж случилось, что сегодня их и наше левое оказались немножко с разных сторон и с разными знаками.
Если обстоятельствами времени и места нам не дано, как западным интеллектуалам, быть социально индифферентными, остается выбирать между всеобщей самоубийственной артистичностью и, движимой ответственностью, "этическим рефлексом" и инстинктом самосохранения, аристократичностью - эндемиком здешних мест."

Скольжение-2. "Зеркало" - Пепперштейн, еще Пепперштейн, Янкилевский, Холин, Слепян. Просмотрел сайт израильского журнала "Зеркало". Завидки берут, как там ребята медленно и неторопливо живут и мудрствуют лукаво.(Со временем найденное распределю по "Классикам"

КОЛЛЕКТИВНОЕ ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ПЕППЕРШТЕЙНА. Разговор в редакции журнала "Зеркало" между Павлом Пепперштейном, Александром Гольдштейном, Михаилом Гробманом и Ириной Врубель-Голубкиной
"
Деятельность наша изначально содержала в себе желание ускользнуть от интерпретаций и толкований, что было метафоризировано в уже страшно всем надоевшей, навязшей в зубах фигуре Колобка: мы постоянно говорили о колобковости как эстетической позиции и стратагеме поведения в культуре. Но кому, однако, эта фигура навязла в зубах? Тем лисам, волкам и зайцам, которые не смогли Колобка съесть и чьи пасти полнятся его отсутствием.
Как только мы скажем, что МГ подошла к концу, и объявим о прекращении совместной работы, тут рыба истории нас сразу же и проглотит. Мы предпочитаем нашу деятельность длить, но многое из того, что мы совершаем, остается нерепрезентированным. В эпоху колоссального информационного шквала крайне важно давать неполную информацию, и сведения о нашей группе мы сообщаем весьма дозированно, акцентируя внимание не на том, что делаем сейчас, а на том, что было нами сделано несколько лет назад. Ведь все мы живем в период, когда средства информации взяли на себя функцию, которую раньше выполняли инстанции наподобие КГБ.

Павел Пепперштейн, Александр Гольдштейн. ОТВЕРГНУТОЕ РОДСТВО"
http://www.members.tripod.com/~barashw/zerkalo/11-12/11-peppgold.html
"Концептуализм вызывает вспышку противоречивых эмоций именно потому, что заведомо апеллирует к непониманию, он априорно обращается к русской культуре как к непонимающей его. Это революционный шаг, даже футуристы, которые носили деревянные ложки и крыс, раскрашивали себе щеки и выплескивали в зрителей чай, не шли так далеко: они отлично знали, что их поймут, v им хотелось плюнуть публике в лицо, и публике это нравилось.
Здесь имеет место смыкание с чисто политической проблематикой: если Россия когда-нибудь станет западной страной, из нее уйдет момент априорного экстатического понимания всех всеми, все будет строиться на соглашении, которое, как известно, базируется на том, что люди друг друга не понимают и только после долгих переговоров и уточнений приходят к какому-то согласию. Концептуализм представляет собой таким образом авангард вестернизации русской культуры. Но и на Западе московский концептуализм провоцирует те же претензии, что в России."

Владимир Янкилевский. ВОЗРОЖДАЮЩИЙ ИМПУЛЬС АРХАИКИ Беседа с Александром Гольдштейном
http://www.members.tripod.com/~barashw/zerkalo/13-14/yankilev.html
"Мир ведь конформистский, большинство старается адаптироваться к общепринятым правилам, чтобы нормально преуспевать, строить карьеру, но художник для меня по определению нонконформист -- и не в том смысле, в каком это слово употребляется применительно к 60 - 80-м годам, когда русские художники, социально являясь нонконформистами, находясь в оппозиции к истеблишменту, эстетически были вполне конформны по отношению к тому, что происходило в искусстве на Западе.
Феномен российского шестидесятничества принято рассматривать внутри забора, ограничивавшего пространство московской жизни. Там, за забором, вырабатывались свои критерии, по этой шкале, допустим, Зверев был гениальным художником, когда же мы ломаем ограждения и выходим на мировую сцену, то в одном Париже можно найти пятьсот таких Зверевых -- нормальный салонный художник. В конкретной истории 60-х годов каждый, кто не вписывался в институции советской жизни, считался нонконформистом, им был любой абстракционист, любой сюрреалист.
В социальном плане нонконформизм завершился бульдозерной выставкой 74-го -- после нее независимым художникам официально разрешили выставляться и продавать свои работы -- ничего себе нонконформизм!"

МОСКОВСКАЯ ЛЕГЕНДА Памяти Владимира Слепяна
http://www.members.tripod.com/~barashw/zerkalo/13-14/slepyan.html
(
Письмо Игоря Шелковского Юрию Злотникову). Как-то Володя сказал очень точную и запомнившуюся мне фразу: и вся-то моя жизнь есть эксперимент. Хотя в каком-то смысле жизнь любого человека v эксперимент, но здесь v как-то очень понятно, что Володя хотел сказать.
Он родился королем. Ему нужно были почтение придворных, поклонение восторженной свиты. Собственно, весь его талант, даже гений, заключался в умении создать вокруг себя ауру, напустить таинственного туману, вызвать непонятное и не нуждающееся в понимании восхищение. Его ошибкой был слишком ранний отъезд на Запад. Останься он еще лет на 20 в Москве, его жизнь сложилась бы более удачно (сам он эту мысль отвергал). Впрочем, мы обо всем этом с тобой уже говорили много лет назад.
ЮРИЙ ЗЛОТНИКОВ. "Искусство Слепяна, как и его жизнь, ? смелый жест, интеллектуальная игра с некоторой примесью авантюризма. С оттепелью заговорили о ?необозримых возможностях¦. Но реальная жизнь, на самом деле похожая на задубевшую шкуру, становилась не-выносимой. Ей сопротивлялся Слепян, его мечтой и целью были свобода и незакрепощенность."

 Умер Игорь Холин
http://members.tripod.com/~barashw/zerkalo/9-nekrolog.htm
"Очень его занимало третье тысячелетие: "Я думаю, что надо забыть все, что было до этого. Вступить в третье тысячелетие совершенно голыми, без памяти о культуре, не отягощенными всем этим барахлом", - говорил он.
(Виктор Пивоваров) "Холин был эталоном. Им можно было мерить. Правда, он оказывался всегда выше. Рядом с ним сразу были видны пошлость или мелкость, или интересы, или зависть."
(Павел Пепперштейн) Я всегда воспринимал его как дзен-мастера высочайшего ранга, твердо знающего, что истинная природа Будды это навозная куча во дворе. В своих стихах он, первый в русской поэзии, стал называть говно говном, мочу мочой, хуй хуем - и делал это без всякого к тому отношения, без психологизма, без юмора, без желания рассмешить или шокировать.
В романе "Мифогенная любовь каст", который мы написали с Сережей Ануфриевым, мы наделили чертами Холина двух "магических учителей" - Холеного и Бессмертного.

Классики-1. Рогинский, Чуйков, Гороховский, "Детский сад". Прибавления к "Классикам" - тоже распределю потом. Но сначала - линк, который прислал Митя Барабанов:
Alexander Glezer. Roginsky

http://www.stria.ca/Brochetain/120.html
"In 1964 Roginsky got onto Soviet posters - street and railway ones, i.e. things crudely done and expressing fairly accurately the essence of Soviet reality. Roginsky found the reality of that time interesting and sought to express it. As a result, having started with poster, he created Soviet pop-art."

Непрозрачные окна Ивана Чуйкова. Из бесед с живыми авангардистами -
29 Ноября 2001
http://www.russ.ru/culture/vystavka/20011129_ko.html
"И.Ч.:
Я работаю либо с китчем, либо на гране китча. Все понимают - это красиво, это картина. Что может быть пошлее, и привычнее, и понятнее представлений о том, что на картине должен быть закат!
Для меня важнее было другое - что и высокое, и презренное на уровне живописной практики сливается. И в этом, если хочешь, можно увидеть прекрасное.
РЖ:
Ваша принципиально амбивалентная позиция - верх цинизма.
И.Ч.:
Я понимаю, что это цинизм. Но цинизм - не всегда так уж плохо.
РЖ:
Отсутствие здорового цинизма часто у нас затягивает в дурацкое состояние безвыходной тоски.
И.Ч.:
А для меня, наоборот, это был выход на некий другой уровень, где можно жить."

Федор Ромер. Исправление утраченного времени. Эдуард Гороховский: "Об умирании картины говорят давно, но она что-то не умирает" - "Русская мысль", Париж, N 4386, 22 ноября 2001 г.
http://www.rusmysl.ru/2001IV/4386/4386index.html
"Но у всех них было одно общее: неприятие соцреализма. Впрочем, даже тесная дружба не мешала этим художникам порой довольно критически высказываться по поводу творчества друг друга. При этом все равно все писали картины; не было речи о неудобстве картины для "современного искусства". Это сегодня Кабаков (ну и частично Янкилевский) перешел на инсталляции, хотя частью многих его инсталляций является все же картина. В 70-х он еще не был таким "радикалом".
Никогда еще арт-критики не были так далеки от проблем искусства, как сегодня, и в то же время никогда так, как сегодня, не пытались руководить и командовать искусством. Язык современного искусства, разрекламированный критиками, - это уорхолловский типаж. Я же не хочу поддаваться этому психозу и исповедую другие ценности.
Я никогда не занимался соц-артом, и отношение у меня к нему сложное. Я, естественно, тоже сделал десяток-полтора работ, показывающих мое отношение к прошлому. Сделал - и закрыл тему. Политическая актуальность давно прошла, и те художники, которые до сих пор эксплуатируют образы советской эпохи, похожи на партизан, пускающих под откос поезда в то время, когда война закончилась."

Михаил Боде. Пространство свободы и борзость. Николай Филатов и Герман Виноградов рассказывают про свой "Детский сад" v РЖ, 28 Ноября 2001
http://www.russ.ru/culture/vystavka/20011128_do.html
"Г.В.:
Была борзость, были амбиции много чего сделать - места ведь было до фига. Мы попали в рай, где исполняются любые желания, где все красиво, куда приходят красивые люди с огромной борзостью.
Н.Ф.:
Это была моя идея и инициатива, а Бажанов, после колебаний, ее воспринял. "Эрмитаж" по тем временам сделал свое дело. Мы тогда собрали со всей Москвы всех неприкаянных талантливых художников, поэтов, фотографов, критиков, людей кино, которые не вписывались в соцреализм. Если ты помнишь, в "Эрмитаже" тоже была суперактивная творческая жизнь.
Г.В.:
А еще появились мастерские на Фурманном. Но там Мироненкам, Гундлаху и другим не удалось возродить такую сочную жизнь, какая была в "Детском саду". Там уже изначально был заложен прагматизм...
Н.Ф.:
...и интеллектуализм. А мы были художниками от души, у нас все было больше связано с эмоциями, а не с интеллектом. Наша история - это история свободы. Слава Богу, что нас не посадили, не отправили куда-нибудь на Соловки, что мы не сломались и что до сих пор - художники."

Мы и Они. Совхудовские скульптора называли  Ленина "Кормильцем".  А вот и большой привет Сталину от советологов:
Jeffrey Brooks. Aileen Kelly. In the Promised Land - Thank You, Comrade Stalin! Soviet Public Culture from Revolution to Cold War - The New York Review of Books, November 29, 2001
http://www.nybooks.com/articles/14864
"Mannheim's definition anticipates the doctrine of Socialist Realism, officially formulated in 1934 as "the truthful, historically concrete representation of reality in its revolutionary development" and prescribed as the basic method of Soviet literature. As a theorist of the new method explained: "The artist sees today in the light of tomorrow."
Such factors help to explain the regime's stability, but it seems unlikely that it would have retained so much support for so long if very many Russians had not internalized the vision of reality and historical time which was constantly presented to them by the media and by novels in the Socialist Realist tradition. Critics of the genre have remarked that the weirdness of these novels consists in their heroes' schizophrenic existence in two kinds of time, their sudden transitions from the discourse that we associate with literary realism to the perspective of a complete and perfected world in which time has been abolished."

TopList

e-mail: Aндрей Ковалев     

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO