ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

АРТФОН 

<<
Рубрика АРТФОН призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса.
Оксана Саркисян.

<<АРТФон - 2 - 14 сентября 2005.  POP инъекция.
В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом  провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом,  призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса

Интервью: Андрей Ерофеев и Александр Косолапов. Реплики: Андрей Ковалев, Юрий Аввакумов, Михаил Рошаль>
фото - Антонов Александр - PhotoXPress <<В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики <интервью с Андреем Ерофеевым>. Сорок лет спустя после появления поп арт на западе, он позиционируется как современное течение актуальное для русского искусства и связано это в первую очередь с развитием местного рынка и формированием общества потребления. 
В условиях «бедной бытовой культуры», отечественное искусство 60-70х годов не могло реализовать идеи поп арта. Теперь «он пышным цветом расцвел на почве потребительского общества, которое наступило с возвращением России в капитализм» <интервью с Андреем Ерофеевым>.
И возникла потребность в новой трактовке отечественной истории искусства. Поддержать интерес к русскому поп арту оказалась призвана и выставка Энди Уорхола, которому «пришлось  одному играть за весь американский поп арт» <реплика Юрия Авакумова>. Но прекрасная выставка, подготовленная музеем Энди Уорхола в Питсбурге, эстетически вполне сбалансировала ситуацию <реплика Андрея Ковалева>. Проследить же общие тенденции в американской и русской поп арте представлялось невозможным, и как отметил Костя Агунович «не может быть русского или американского поп арта, как не может быть русской или американской демократии. Она или есть. Или нет».
Просто открылись в Третьяковской галереи две самодостаточные выставки,  отражающие две разные культуры – русскую и американскую <реплика Михаила Рошаля>.
Судьба поп арта в России не сложилась в культурное явление, хотя на выставке чувствуется ностальгия художников по этому несостоявшемуся роману. Множество посланий Джесперу Джонсу, Энди Уорхолу и другим американским поп артистам так и остались без ответа. Оказалось, что поп арт «растащили» по другим стилям и направлениям искусства <интервью с Андреем Ерофеевым>. В то время как в Америке поп арт попал на благотворную почву и на его долю выпало стать направлением, отражающим идеологию американского общества. Приобретя статус в сферах высокой политики, поп арт часто воспринимается как национальный американский стиль <интервью с Андреем Ерофеевым>.
О русском поп арте никогда не писали искусствоведы и критики, хотя присутствие отдельных элементов этого стиля никто не отрицает. И действительно, современное   искусство эпохи постмодерна многим обязано поп арту. Являясь частью европейской культуры, Россия, несмотря на свою изоляцию, проходила те же вехи, что и искусство интернациональное и вполне на международном уровне овладевало языком поп арта. Все же историю и основополагающие принципы поп арта в России знают не слишком хорошо, и зачастую говоря Pop art, подразумевают Энди Уорхол. Эта фигура собственно и исчерпывает наше представление о поп арте. Однако революционный поворот художественного процесса, произошедший в 60е годы от абстрактных форм и метафизических концепций к новому реализму, обладал внутренним сюжетом. Концентрация  внимания художников на предметном мире, получившая в художественной критике название поп арт,  возникла в парадигме модернизма. «Затем появляется Энди Уорхол, который не является классическим поп артистом в череде художников, которые вдруг заинтересовались объективным миром. И более того, его творчество  оказалось настолько мощным феноменом, что изменило парадигму, открыв эпоху пост модернизма» <реплика Саши Косолапова>. И ради справедливости стоит добавить, что именно Уорхол стал певцом  ценностей общества массового потребления.
При отсутствии идеологии общества массового потребления на отечественной почве, Андрей Ерофеев, собирая выставку, делает акцент на проблемах массового общества <интервью с Андреем Ерофеевым>. Именно это позволяет ему выстроить ретроспективную экспозицию, прослеживая различные проявления языка массовой культуры в творчестве художников от 60х до наших дней <интервью с Андреем Ерофеевым>. Во многом утопический взгляд на поп арт как культуру улицы, чуждую музейным принципам во всяком случае остается вопросом спорным, ибо главный авторитет поп арта, Энди Уорхол реализовывал свои идеи во вполне традиционном художественном жанре – станковом произведении искусства. Стратегии же современных художников связанные с новыми формами художественной активности за пределами выставочного пространства, и уже не вполне соответствуют старому доброму поп арту. Термин этот можно использовать лишь условно в современной ситуации, даже если восточный блок и переживает сегодня те же процессы, что капиталистические страны в 60е годы <интервью с Андреем Ерофеевым>.
фото - Антонов Александр - PhotoXPress И даже в стремлении Саши Косолапова найти прямые параллели между американской и российской ситуацией, выделив национальный символ потребительского общества,  уже не возникает полной симметрии: «Икона – икра» содержит в себе элементы социальной критики в отличие от картины «Coca Cola» <реплика Саши Косолапова>
Во многом  провокационное и радикальное название выставки, которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом,  призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса <реплика Андрея Ковалева>.  
фото - Антонов Александр - PhotoXPress И уже сразу хочется задать вопрос: почему к примеру на выставку не попали работы Георгия Острецова, Нины Котел, или представителей петербуржского поп арта из Новой Академии? Вопрос открытый. Сам Андрей Ерофеев уже не первый раз поднимающий тему русского поп арта все же настаивает, что не учитывать  его в искусствоведческих практиках теперь будет нельзя <интервью с Андреем Ерофеевым>.

АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября>
<<АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией,  и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. 

TopList