ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

ScienceArtFest, Мультижанровый фестиваль, посвященный современному искусству и науке, Москва 16-29 марта 2009

<<Экспресс-пробег по выставке наука как предчувствие.  Владислав Чиженков>

<<"От зомби к киборгу". Павел Микитенко>

<<«Наука как предчувствие»/ «Science as suspense» 2009. Анна Ильченко, обозреватель artinfo.ru

<<16 - 29 марта 2009 г. в Москве на территории Центра современного искусства «Винзавод» масштабный мультижанровый фестиваль, посвященный современному искусству и науке, ScienceArtFest. Открытие выставки "Наука как предчувствие"  ("Science as Suspense") 15 марта в Цехе Белого. В Москву, для участия в выставке Science as Suspense приедут выдающиеся художники, работающие в жанре science-art: Стеларк, Кен Ринальдо, Криста Зоммерер, Лоран Миньоно, Николас Риивз, Поль Граньон.  Для участия в конференции и круглом столе по проектированию научных музеев привлечены руководители ведущих научных музеев и просветительских центров мира, а так же директора российских музеев и образовательных организаций, художники, имеющие опыт в создании современных наукоемких экспозиций. В рамках выставки "Наука как предчувствие" будет представлена коллекция документальных видеофильмов о тех произведениях искусства, которые в последние годы были созданы художниками с применением новейших технологий – искусственной жизни, робототехники, био- и генной инженерии.
ScienceArtFest организован фондом некоммерческих программ «Династия», в рамках программного направления «Популярная наука». Основные мероприятия Фестиваля: выставка Science as Suspense; конференция для музейных работников, специалистов в области образования и науки.
В программе также:
16 марта  20.00-22.00 Лекция Стеларка (Австралия)
<на фотографии Владислава Чиженкова Стеларк с третьим ухом на руке>
 
17 марта 20.00-22.00 Мастер-класс Кена Ринальдо (США)
19 - 20 марта  18.00 – 21.00 Научно-популярное кино - 75 лет «Леннаучфильму»
21 марта  12.00 – 21.00 День публичных лекций знаменитых ученых: Николай Янковский, Константин Анохин, Анатолий Черепащук, Михаил Алшибая
22 марта  15.00 – 18.00 Публичные дебаты с участием ученых «Научные фальсификации и общественные психозы, связанные с наукой » (куратор – главный редактор журнала «Химия и Жизнь» Любовь Стрельникова). Клонирование, Озоновые дыры, Адронный коллайдер, Глобальное потепление...
21 – 22 марта 12.00 – 18.00 Мастер-классы для детей, родителей и педагогов. Студия мультипликации своими руками, Экологический практикум, Научные фокусы.
В рамках ScienceArtFest состоится церемония награждения третьего грантового конкурса «Научный музей в XXI веке». Это будет грандиозное зрелищное преставление, постановкой которого занимаются обладатели российской театральной премии «Золотая маска» Максим Исаев и Павел Семченко (театр АХЕ).
<<Экспресс-пробег по выставке наука как предчувствие.  Владислав Чиженков.

Последовательность:

Робортариум:   у двух роботов, катающихся по полу, есть умеренно натуралистичные муляжи половых органов, а также датчики,  благодаря последним механические зверушки могут найти друг друга, и если испытают взаимное влечение, то вознаградить терпеливого зрителя картиной того, что автор Поль Граньен называет совокуплением роботов.  На  столе в центре катается третий робот, лишенный видимых половых признаков.  Предназначение этой особи, по словам автора, заключается в том, что бы жаловаться и плакать о невозможности сексуального контакта.  

Далее. Кен Ренальдо собирался показать своих «БОТОВ-ПАПАРАЦЦИ», фотографирующих людей при условии наличия на их лицах улыбки, но боты безнадежно застряли на питерской таможне, поэтому было представлено только видео про них. Зато можно было посмотреть видео и о других проектах Кена Ринальдо, в том числе и про созданный им социум роботов-пауков.

Геометрические бабочки – кубы с плотностью воздуха, увешенные датчиками, микровентиляторами и несущими бортовые компьютеры с искусственным интеллектом , которого им, бабочкам,  хватает, по крайней мере, на  то, что бы не вылететь за пределы отгороженной территории и не сталкиваться друг с другом. В пресс-релизе утверждается связь этого проекта Николоза Ривза с идеями русского футуриста Григория Крутикова о летающих городах, однако первое что вспоминается – это Серебрянные Облака Уорхола, более живые, вследствие своей безмозглости, наверно.

Живописный фильм про металлорак , выполненный в стилистике научно-популярного и социального кино. Металлорак – болезнь будущего, возникающая при неблагоприятном взаимодействии тела человека с металлическими имплантантами,  при которой ткань  тела человека начинает замещаться беспорядочным набором  металлических штуковин. Главной особенностью  металорака, говорят создатели фильма, является то, что он начинается и кончается непредсказуемо. 

MEART - полуживой художник. Проект исследовательской группы «SymbioticA» (Австралия). Полуживой художник состоит из биокомпьютера, собранного из нейронов крысы, камер-глаз , манипуляторов-рук и программного обеспечения, которое всем этим управляет. Части полуживого художника могут находится на различных континентах. « Мы пытаемся создать сущность, которая со временем будет развиваться, учиться и выражать себя через искусство» - заявляет один из авторов проекта.

«Костюм Арлекина» - проект Орлан (Франция). Она выращивает в специальном биореакторе клетки соей кожи вместе с клетками различных животных. Потом она размещает  проекции этих клеток на – осталось для меня не ясным - одном и том же или нет тексте, причем текст каждый раз должен быть на новом языке.

«Грациозные машины»  Билл Ворн, Эмма Хоулс, Джонатан Вильнев (Канада). Танец живых и механических актеров. «Проникновенный диалог органического с рукотворным»  - пишут авторы пресс-релиза,  про  «металорак»  написать тоже самое можно было с большим успехом. Социальные роботы Кена Ринальдо. Николоз Ривз дает интервью на фоне своих кубов.

«Салон блаженства» Эрвин Дриссенс и Мария Фестаппен (Нидерланды). Управляемая компьютером щеточка гуляет по телу. Утверждается, что в этом есть ирония. Верим.

Фототропия Кристы Зоммер и Лоран Миньоно (Австрия). Виртуальные бабочки рождаются, развиваются и умирают  в зависимости от того, как будет светить фонариком зритель на экран – их место обитания. Эстетически оставило впечатление  фрагмента из мультфильма Норштейна.

«Протезированная голова» Стеларка. Стеларк пытался создать биотехнологическую голову на основе собственных тканей, и это почти у него получилось, но как он признался днем позже на лекции, в ткани головы попала какая-то зараза и голову пришлось поместить в формалин. То, что было показано на выставке, напоминало даже не сколько голову в формалине, сколько аватару из не очень новой компьютерной игры.  Подключенная  к соответствующей программе,  голова может вести разумные беседы с публикой, с более-менее адекватной мимикой давая на простые вопросы  публики ответы не сколько забавные, сколько вызывающие восторг у последней.

Стеларк с ухом на руке говорит что оно, ухо, будет расти дальше и станет большое и настоящее. Заметим, что учитывая наличие имплантата - без него не получилось  -  может не такое настоящее, как ухо на спине знаменитой мыши, но зато с микрофоном и вайфаем, которые туда обещает встроить художник, как только ухо достаточно отрастет.  

<<"От зомби к киборгу".  art-ontheground #6. Павел Микитенко>

В Москве science-art представлен только галереей «Electroboutique ViewStation» на  Арт-Стрелке, где пионеры российского кибер-искусства Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев выставляют медиа-зеркала, превращающие изображение в подобие обложек психоделических  рок-групп шестидесятых или музыкальных клипов MTV. Недавно открывшаяся галерея Art&Science Space дополняет этот скромный ландшафт искусства, рождающегося там, где его территория пересекается с территорией науки.  
Только что завершившийся московский ScienceArtFest должен был сделать наши представления об этом феномене более полными. Можно было даже оказаться на выступлении знаменитого биотехноавангардиста Стеларка, о третьем ухе которого, выращенном им на предплечье, наслышан весь мир. Чтобы выяснить, что стоит за таким экстравагантным, но, как кажется, бессмысленным поступком, я пришел на выступление, заглянув и на выставку «Наука как предчувствие», представлявшую science-art из разных частей мира.  

Перед людьми, заполнившими подвал Винзавода, стояло заурядно одетое и без видимых признаков мутаций тело взрослого мужчины, - свои первые проекты Стеларк делал еще в середине семидесятых. Так что если кто-то ожидал увидеть художника в роли склонного к кибер-мистификациям персонажа в блестящих металлом одеяниях, то оказался разочарован. Но захватывающий рассказ об осуществленных за эти годы проектах и прекрасное чувство черного юмора, должны были вернуть им интерес к происходящему. 
На двух экранах, при помощи трех операторов, сосредоточенно нажимающих клавиши ноутбуков, Стеларк продемонстрировал публике свои эксперименты с телом и технологиями.  

Вслед за художниками шестидесятых-начала семидесятых, которые стали выставлять человеческое тело как произведение искусства, он выбрал собственное тело в качестве художественного материала. Но в отличие от предшественников, демонстрировал его не как кисть, предмет мистериальных истязаний или объект общественных отношений, а как объект научных исследований и экспериментов. Для того, чтобы найти применение достижениям научно-технического прогресса в создании нового человеческого кибер-тела. 
Начинал Стеларк с того, что выставлял свое тело подвешенным в различных положениях на вдетых под кожу крючках. Происходило это не только в галереях, но и в открытом пространстве города, где на высоте тридцати метров ему слышны были только шум ветра и потрескивания собственной кожи.  
Обращаясь с собой таким бесчеловечным образом, Стеларк демонстрировал тело как скульптуру и как объект исследования, испытывая возможности и показывая его взаимодействие с окружающей средой. Натянутую крючками кожу он описывал как ландшафт, созданный гравитацией.  
В продолжение темы, художник показал видео «Снимая фильм внутри тела», которое он сделал, проглотив небольшую камеру с фонариком. Камера совершила путешествие по его внутренностям, показав изнанку того, что мы привыкли видеть, смотря на других людей в повседневности. 
Превратив тело в объект, художник, рассуждая как конструктор, решил добавить ему третью руку «Extra Hand», - железную механическую конечность, которой он владеет достаточно хорошо, чтобы писать. Он стал часто использовать ее в перформансах, которые представляют собой череду экспериментов, или вернее демонстраций его достижений в работе по совмещению тела и технологий.  
Следующей находкой Стеларка, исследующей телесные границы, были датчики, позволяющие управлять движением мускулов на расстоянии. Так появился перформанс, в котором художник балансировал на одной ноге, управление остальными конечностями - включая все свои три руки - доверив находившимся в разных частях света зрителям. Этот странный танец демонстрировал смещенные границы нашей идентификации с телом и воплощал пугающие образы тоталитарных антиутопий. 
Затем, заинтересовавшись достижениями биоинженерии и индустрии пластической хирургии, он выращивает у себя на правом предплечье «Extra Ear». Совершенно лишенное слуха ухо, художник с удовольствием показывал посетителям вернисажа «Науки как предчувствия». На этой выставке Стеларк представил инсталляцию «Протезированная голова» - 3D изображение его головы, снабженное искусственным интеллектом и робо-голосом, позволяющим беседовать с ней, вводя слова с помощью клавиатуры. 

Когда выступление закончилось и художнику стали задавать вопросы, стало ясно, что большинство присутствующих испытывает некоторое недоумение или даже дискомфорт от происходящего.  И уж совсем не  разделяют его воодушевление от возможностей науки и техники по усовершенствованию данного нам от природы тела.   

- «Знают ли ваши родные и близкие о том, чем вы занимаетесь?».  
- «Мама не в курсе про третье ухо», - признался художник, - «она в слишком почтенном возрасте, чтобы думать об этом». 

Вопрос о том, верит ли он в бога, Стеларк переадресовал «Протезированной голове». Голова, конечно, ответила, что никакого бога не существует.  

На вопрос же, зачем вообще нужны эксперименты по технологическому усовершенствованию человеческого тела, художник ответил, что если самый важный человеческий орган - кожу модифицировать, чтобы она позволяла кислороду поступать непосредственно к органам, а также усваивала влагу  и другие жизненно необходимые вещества из окружающего пространства, то внутри тела освободилось бы много места, которое можно занять полезными технологическими приспособлениями.  

Стеларк полон экстравагантных идей. 
Цитируя Витгенштейна, он говорил о том, что человеческая мысль рождается не в мозге, а на поверхности губ, или между пальцами и клавиатурой. Поэтому, изменяя тело, внедряя в него новые приспособления, мы также меняем и наши мысли, способ думать вообще.  
Или, что сегодня, когда мы можем наблюдать существование материи в промежуточном состоянии между живым и не живым, например, при трансплантации органов, уже невозможно говорить о живом или неживом, скорее можно говорить о существующем или не существующем.  
Сознание - это лишь привычка речи, а человек - тело, эволюционирующее от состояния безмозглого зомби, к технологизированному киборгу. 

Но возвращаясь к нашей реальности зрителя этого выступления, мы задаемся вопросом, что значат эти эксперименты на грани между наукой и искусством, которые редко можно отнести к искусству и еще реже к науке? Ведь они не способны удовлетворить требований развитого художественного вкуса. Но также не являются технологическими достижениями, а только намекают на нечто большее, что может произойти в будущем. Ведь «Extra Hand» пока может только повторять движения правой руки, на которую ее надевает Стеларк,  «Extra Ear» никогда не будет слышать, а «Голова» лишь более или менее обыкновенный искусственный интеллект.  
В чем же смысл такой деятельности, существующей на территории искусства, как пространства, дающего жизнь самым разным занятиям и утопическим практикам. Смысл такой деятельности - давать нам образы современного научно-технического прогресса, лишенного воображаемого.  
Воображаемое кибернетики богато и чрезвычайно разработано. Тоже можно сказать про космическую индустрию. Образный мир атомной промышленности также вполне определен. Но для того, чтобы представить себе, что происходит в сфере нанотехнологий или биоинженерии, у нас нет ничего, кроме однообразных картинок спиралей ДНК или микросхем, которые сопровождают сообщения из этой области на новостных сайтах. Это происходит потому, что результаты этих исследований находятся за пределами человеческой видимости. О том, в чем заключаются достижения современных инженеров можно только услышать или прочитать. В результате огромная область человеческой деятельности оказывается скрытой от глаз, не имеет образов, с помощью которых ее можно было бы представить, но в то же время стремительно развиваясь, постоянно дает о себе знать. Это пространство тревоги и неудовлетворенного воображения требует заполнения. И титанические усилия по представлению непредставимого берут на себя такие художники как Стеларк. Они воплощают это «будущее», или лучше сказать, символ будущего в собственных телах. И хотя такое воплощение символов в теле и выглядит громоздким, но теперь, если говорят о био-инженерии, то мы знаем, что речь идет о чем-то подобном «Extra Ear», а искусственный интеллект «похож» на «Протезированную голову». Благодаря science-art мы можем хоть как-то представить, к чему ведет нас технический прогресс, ведь кинематограф, также всю вторую половину двадцатого века предлагающий нам образы будущего, давно уже не вызывает никакого доверия и не стремится к этому.

Павел Микитенко

<<«Наука как предчувствие»/ «Science as suspense» 2009. Анна Ильченко, обозреватель artinfo.ru

В центре современного искусства Винзавод, в рамках научно-популярного фестиваля ScienceArtFest открылась первая в России международная выставка «Наука как предчувствие». Куратором science-art проекта назначен Дмитрий Булатов, который стремился собрать лучших представителей этого направления из Австралии, Австрии, Великобритании, Канады, США и Франции.

<на фотографии Владислава Чиженкова Стеларк с третьим ухом на руке>
 

Основная идея выставки неразрывно связана с теорическим исследованием Дмитрия Булатова сферы взаимоотношений искусства и высоких технологий, получившим название «Третья модернизация. Технобиологическое произведение искусства». В нем теоретик говорит о вступлении человека в новый исторический период развития, в котором преобладающие научно- технологические процессы приводят к новой революции в науке (особенно в информатике и биологии) и искусстве. В связи с этим Д. Булатов отмечает, что теперь художественные произведения создаются при помощи биомедицинских и информационных технологий. Чтобы как-то обозначить рождение нового явления в истории искусства, он использует собственное определение «третий модерн».

«Под Третьим Модерном мы понимаем совокупное название художественных тенденций, в которых провозглашаются новые конструктивные подходы, уплотняющие качественные и количественные характеристики артефактов посредством организации, моделирования или учета влияния метаболических процессов». Характерной чертой технобиологических произведений искусства является метаболическая функция. Таким образом, автор исследования говорит о наделении артефактов не только свойствами технического объекта, но и живых организмов («рост, изменчивость, автосохранение и репродуктивность»).

На выставке представлены работы художников, которые рассматривают с различных точек зрения симбиоз органического и технического. Например, работы Орлан «Костюм Арлекина» (Франция), которая состоит из видеопроекций роста клеток кожи художника совместно с клетками животного происхождения, или псевдодокументальный фильм Флорис Кайк «Металлорак» (Нидерланды), рассказывающий о новой вирусной болезни пациентов с металлическими имплантатами,  повествуют о прямом физическом взаимопроникновение человека и техники.

Роботехнические произведения Поля Граньона «Роботариум» (Франция), Билли Ворна, Эммы Хоулс и Джонатана Вильнева «Грациозные машины» (Канада), «Салон блаженства» Эрвина Дриссенса и Марии Ферстаппен (Нидерланды), «Геометрические бабочки» Николаса Ривза (Канада), а также «Протезированная голова» Стеларка (Австралия) иллюстрируют богатую палитру отношений между живым и техническим, начиная от вербальных контактов до пластического сплетения тел.

Стоит упомянуть, что, к сожалению, большинство работ художников представлены не «живьем», а только в качестве документального видео, запечатлевшего процесс их создания. Кроме того, в нынешнем проекте science-art не принимают участия наши соотечественники, что также вызывает недоумение и разочарование.

Помимо симбиотического разнообразия технобиологических произведений искусства, Калининградский филиал ГЦСИ (Государственного центра современного искусства) представил архив документальных видеофильмов о художниках, которые использовали в своих произведениях новейшие технологии XXI века. Это крупнейшая международная коллекция технобиологического искусства. Проект носит название «Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии».  

XXI век ознаменовался новыми поисками определения художественного пространства в системе истории искусства. Об этом свидетельствует манифест «Altermodern»(«Другой модерн»)   Никола Буррио, в котором знаменитый арт-критик и куратор пытается определить и исследовать современное искусство в его нынешнем состоянии. В этой связи становится более понятным движение Дмитрия Булатова в схожем направлении. В последнем предложении «Третьей модернизации» куратор прокламирует: «Нам предстоит научиться воспринимать технобиологические произведения "текуче". Это значит, что различия между подлинностью и поддельностью, реальностью и виртуальностью теперь будут носить импульсный характер и зависеть только от нас. Таким образом, мы оказываемся в ситуации сложной и непрекращающейся игры, где локализуются новые соотношения мобильности в присвоении и изъятии дара подлинности, а стало быть, и дара существования».  

Полный список участников:

Билл Ворн, Эмма Хоус и Джонатан Вильнев (Канада) / Поль Граньон (Франция) / Эрвин Дриссенс и Мария Ферстаппен (Нидерланды) / Криста Зоммерер и Лорана Миньоно (Австрия) / Флорис Кайк (Нидерланды) / Орлан (Франция) / Николас Ривз (Канада) / Кен Ринальдо (США) / Стеларк (Австралия), группа SymbioticA (Австралия) и Лаборатория Стива Поттера (США).  

Анна Ильченко, обозреватель artinfo.ru

Презентационная видеопрограмма КФ ГЦСИ коллекции «Эволюция от кутюр»:

Луи-Филипп Демерс(Канада) «Деволюция», 2007

Проект искусства и культуры ткани: Орон Кэттс и Йонат Цурр(Австралия) «Ноев ковчег», 2007

Артур Эльсенаар и Ремко Скха(Нидерланды) «Морфология/Лицевой сдвиг», 2005

Паула Гаэтано Ади (Аргентина) «Алекситимия – автономный робо-агент», 2006

Джо Дэвис (США) «Добывания огонь», 2008

Лаура Белофф (Финляндия) «Ферма плодовых мушек», 2005

Стерлак (Австралия) «Экстра-ухо: ухо на руке», 2007

Джулия Фримен (Великобритания) «Озеро», 2005

Тэгни Дафф (Канада) «Архивы влажных медиа: Живые вирусные татуировки», 2008

Эндрю Грэйси (Великобритания) «Автоиндуктор_Ph-1: Межкультурная химия», 2006

Марта де Менезес (Португалия) «ДЕКОН», 2007

Джеймс Аугер и Джимми Луазо (Великобритания) «Изофон», 2004

Матеуш Херчка (Швеция) «Система поддержания жизни - Ванда», 2006


<Репотраж об открытии Международного молодежного проекта "М’АРСово Поле - Cодружество". Анна Ильченко>

 TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO