ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



  В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ


Третий общероссийский конкурс художественных проектов для нижегородского Арсенала.  2006 год

<<С 24 августа по 6 сентября Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства в Арсенале Нижегородского Кремля проводит выставку "Байзауз: фотографии".
«Баухауз» - часть европейской культурной традиции, легендарная школа и одновременно двигатель художественного развития - был и остается одним из наиболее влиятельных явлений в европейской культуре.

 «Баухауз», начало которому положил в Веймаре в 1919 архитектор Вальтер Гропиус, означал для своего времени эстетическую революцию. Его влияние, прежде всего на архитектуру, по сей день очевидно и плодотворно.  В десятилетия между двумя мировыми войнами «Баухауз» взял на себя роль академического центра искусства авангарда в Германии. Школа воплощала идею взаимопроникновения искусства, художественного ремесла и индустриального проектирования. 
«Баухауз: Фотографии» представляет разнообразие подходов, творческой манеры и техники художников. Экспозиция, подготовленная куратором Вульфом Хэрцогенрантом, включает 124 оригинальных фотоработы сорока авторов. Пять серий: Школа – от фотограммы до Петерханса / Портреты / Предметы, мир / Множественная экспозиция, монтаж, коллаж, фотопластика / Фотография в полиграфии, отражают различные эстетические подходы, характерные для фотографии «Баухауза». Среди авторов – художники первой величины, в значительной мере определившие развитие художественного процесса в XX веке: Йозеф Альбертс, Ласло Махой-Надь, Вальтер Петерханс, Андреас и Т. Люкс Файнингеры
«Баухауз» сконцентрировал внимание на том, что постепенно исчезало по мере развития массового промышленного производства, а именно на ремесле как прообразе искусства и производства. В начале 20-х, когда общество воодушевленно пожинало первые плоды рационализации, Гропиус всерьез задумался о процессе создания формы, вытесняемое машинным производством. Художник представлялся ему высшей формой развития ремесленника, ведь «искусство» есть искусное умение, мастерство. Освоение разнообразных прикладных навыков стало основой образования «Баухауз». 
При том, что навыки ремесел служили основой образования «Баухауз», студенты учились значительно большему, они учились экспериментировать. Эксперимент стал фирменным знаком всех объектов, проектов, каждого продукта «Баухауза». Впервые был разработан новый, созвучный времени язык форм – мир был потрясен, а «Баухауз» пристально наблюдал за окружающим миром, из которого черпал свое вдохновение. В 20-е и 30-е годы «Баухауз» задает тон в мировом художественном процессе и на протяжении всего ХХ века играет особую роль в истории культуры, архитектуры, дизайна, искусства и новых медийных форм творчества. Всеобщее внимание привлекают не только выдающиеся произведения и проекты, - целая плеяда художников, архитекторов и дизайнеров первой величины преподавали в этой школе. Их объединяли идеи нового языка форм, который призван отражать обновленную картину мира. Этот новаторский язык форм строился не на догме, он рождался в процессе свободного конструирования, в эксперименте.

ПРЕСС–КОНФЕРЕНЦИЯ с участием художников Александра Корнеева, Ирины Штейнберг, Якова Каждана, Эдуарда Кулемина, группы СПИС, Алексея Кротова  и членов жюри конкурса Владимира Левашова, Сандры Фримель, Константина Ларина , Сергея Хачатурова: 3 августа  2006 года в 17.00
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ: 3 августа  2006 года в 18.00
АДРЕС: Нижний Новгород, Кремль, строение 6
РЕЖИМ РАБОТЫ: до 3 сентября 2006г. ежедневно с 12.00 до 20.00, кроме понедельника

выставка Владислава Ефимова (Москва) и Сергея Денисова (Санкт-Петербург) "Препараты и пособия".

<<C 20 июля в Арсенале Нижегородского кремля выставка Владислава Ефимова (Москва) и Сергея Денисова (Санкт-Петербург) "Препараты и пособия".
Впервые в одном проекте объединены совместные инсталляции художников: «Препараты и пособия»,  «Занимательная физика», «Естественные истории» Сергея Денисова (представленная «Anna Nova Art Gallery», Санкт-Петербург) и «Простые вещи» Владислава Ефимова, созданные специально для нижегородского Арсенала.
Философ Елена Петровская назвала Владислава Ефимова «художником одного проекта». Проект этот – исследование самой природы – вещей и их сущностей, которое проявляется через создание странных объектов, соединяющих «случайное». Мумифицируя лягушек, снабжая крыльями фрагменты гипсовых скульптур, запихивая в конверты-трубки высушенные розы, обкладывая барочной лепниной зубные протезы, Ефимов дает предметам новые качества, свойства, предаваясь процессу «созидания». Как правило, ефимовские «монстры» преподносятся зрителю лишь в виде фотографии, исходное предназначение которой, как известно, – запечатлеть реальность.
Сергей Денисов коллекционирует стрекозиные крылья и пустые оболочки жизни - коконы личинок, лепестки цветов, для которых он создает прозрачные «склепы», запаивая в слюдяные пластинки, превращая в немыслимые «средневековые» коллажи-гербарии. В серии «Естественные истории» Денисов неожиданно обратился к большеформатной живописи. Рядом с привычно Денисовскими персонажами – объединившими в себе наследие членистоногих и чешуекрылых с пластикой «лиан» и волосатых «растений», появились напомаженные юноши и девушки.

<<C 27 июня по 27 июля 2006г.  в Арсенале Нижегородского кремля выставка участников группы «Митьки» Ольги и Александра Флоренских «Русский трофей». В проекте «Русский трофей» художники реконструируют образ среднестатистического военного музея, где в одном пространстве сосуществуют батальные картины, образцы оружия и военной техники, знамена, амуниция и т.д.
Одна из характерных черт проекта – предлагаемая зрителю возможность разных истолкований экспонатов. Само название «Русский трофей» не имеет однозначного смысла: это может быть и трофей, взятый русскими у гипотетических врагов, или наоборот захваченный кем-то у русских. Традиционно слово «трофей» может восприниматься с фантастическими оттенками смысла. Авторы как интерпретаторы занимают ироничную отстраненную позицию, предлагая вниманию зрителей показ наиболее распространенных клише, связанных с «образом врага». 

На выставке экспонируются объекты («Субмарина крупных размеров», «Минный тральщик», «Военный вертолет», «Пулемет с седлом»), «Русские военные картины» (серия из 8 картин маслом на холсте), шелкографии «Флаги основных неприятельских стран» и «Флаги основных неприятельских войск», серия «Аэрофотографий» и 5 «Трофейных фильмов», в которых сочетаются архивная кинохроника, игровые эпизоды и анимация. Проект «Русский трофей» продолжает тему создания симулятивной художественной и научной коллекции, которую Ольга и Александр Флоренские начали разрабатывать в 1994 – 1995 годах выставками «Русский альбом», «Русский дизайн», «Русский патент», «Движение в сторону ЙЫЕ (архив И. П. Баринова)
Ольга и Александр Флоренские родились в Ленинграде в 1960. Оба окончили Ленинградское Высшее Художественно-Промышленное Училище им. Мухиной. В начале 1980-х годов Флоренские стали одними из организаторов известной художественной группы «Митьки». Александр Флоренский, подобно другим участникам группы «Митьки», начинал как живописец и график, в том числе как книжный иллюстратор. Однако в начале 1990-х годов он начал действовать как западный художник-концептуалист: стал заниматься фотографией, делать объекты, работал куратором галереи «Митьки-ВХУТЕМАС». Ольга Флоренская – единственная женщина-художница в этом мужском коллективе. Безусловно, это сильно повлияло на характер ее творчества. К традиционно женскому умению виртуозно владеть приемами и секретами работы с тканью прибавились умение прибить, выпилить, прикрутить, привинтить и другие традиционно мужские навыки. Ольга и Александр Флоренские – обязательные участники всех выставок группы «Митьки» (более 300).

Арсенал Нижегородского кремля открывает летний выставочный сезон 2006 года премьерой проекта «Фасады Волги». «Фасады Волги» – выставка фотоинсталляций московского художника Владимира Куприянова, продолжающего традицию исследования визуального образа Поволжья. 
До 25 июня. 

Как настоящий путешественник, Владимир Куприянов на своей «Ниве» проехал по дорогам Поволжья: ища прямоезжую дорогу из Углича в Рыбинск, он переправлялся на пароме в Мышкин, а, добравшись до Рыбинска, снимал слет мологжан и беседовал со священником в местной древнейшей церкви. Но эта выставка - не дневник путевых наблюдений, не заметки этнографа и не напутствие паломникам. Это художественный проект.
Документальная основа видна сразу. Как документалист, Владимир Куприянов снимал и виды Нижнего, и разрушенную церковь в забытой деревне. Но его проект - это не серия документальных фотографий. И большинство тех кадров, которые он сделал в своих поволжских странствиях, никак не вошли в эту экспозицию. Потому что его задача художника отличается от задачи хроникера.
Снимки Владимира Куприянова отчетливы и закончены в своих деталях. Но для понимания его выставки необходимо говорить  не о правилах фотографирования, а о законах представления. В своем творческом развитии Владимир Куприянов двигался от «неофактографии» в семидесятых к концептуальной фотографии в восьмидесятых, и дальше - к искусству инсталляции в девяностых. От фото-фактов он перешел к клише (то есть имитации непрерывности самого фактического ряда), и пошел дальше - в область, где факты больше не имеют силы. Туда, где живет миф.
Вначале была реальность. Городской ландшафт - такой, каким его мог бы увидеть Андрей Карелин (если бы жил не в 19, а в 21 веке). Но Куприянов начал снимать Нижний совсем не так, как сделали бы его знаменитые предшественники Карелин с Дмитриевым. При помощи объектива 500 мм (по силе увеличения - как подзорная труба) художник фотографировал фрагменты, слегка перемещая взгляд (и камеру). Получилась - панорама Нижнего Новгорода, снятая с одной точки, - в десятках снимков.
Фотоснимок - полуфабрикат. Куприянов использует сложную систему обработки изображений для того, чтобы перейти от документальной фотографии к эпической инсталляции. Фирменные куприяновские приемы - фрагментация и разбивка по планам. Он использует отдельные кадры как куски паззла - для того, чтобы сложить их в единую пространственную картину - будь то городская панорама или природный ландшафт. А все вместе, эти объекты срастаются в единый выставочный организм - инсталляцию. Уникальное произведение, которое существует только здесь и сейчас, в Арсенале нижегородского Кремля.
 

ВОДЫ ВОЛГИ
Об искусстве эпической инсталляции

Путешествие вдохновляет художника. Как настоящий путешественник, Владимир Куприянов на своей «Ниве» проехал по дорогам Поволжья: ища прямоезжую дорогу из Углича в Рыбинск, он переправлялся на пароме в Мышкин, а, добравшись до Рыбинска, снимал слет мологжан и беседовал со священником в местной древнейшей церкви. Но эта выставка — не дневник путевых наблюдений, не заметки этнографа и не напутствие паломникам. Это художественный проект.

Документальная основа видна сразу. Как документалист, Владимир Куприянов снимал и виды Нижнего, и разрушенную церковь в забытой деревне. Но его проект — это не серия документальных фотографий. И большинство тех кадров, которые он сделал в своих поволжских странствиях, никак не вошли в эту экспозицию. Потому что его задача художника отличается от задачи хроникера. Снимки Владимира Куприянова отчетливы и закончены в своих деталях. Но для понимания его выставки необходимо говорить не о правилах фотографирования, а о законах представления. В своем творческом развитии Владимир Куприянов двигался от «неофактографии» в семидесятых к концептуальной фотографии в восьмидесятых, и дальше — к искусству инсталляции в девяностых. От фото-фактов он перешел к клише (то есть имитации непрерывности самого фактического ряда), и пошел дальше — в область, где факты больше не имеют силы. Туда, где живет миф. Вначале была реальность. Городской ландшафт — такой, каким его мог бы увидеть Андрей Карелин (если бы жил не в 19, а в 21 веке). Но Куприянов начал снимать Нижний совсем не так, как сделали бы его знаменитые предшественники Карелин с Дмитриевым. При помощи объектива 500 мм (по силе увеличения — как подзорная труба) художник фотографировал фрагменты, слегка перемещая взгляд (и камеру). Получилась — панорама Нижнего Новгорода, снятая с одной точки, — в десятках снимков.

Фотоснимок — полуфабрикат. Куприянов использует сложную систему обработки изображений для того, чтобы перейти от документальной фотографии к эпической инсталляции. Фирменные куприяновские приемы — фрагментация и разбивка по планам. Он использует отдельные кадры как куски паззла — для того, чтобы сложить их в единую пространственную картину — будь то городская панорама или природный ландшафт. А все вместе, эти объекты срастаются в единый выставочный организм — инсталляцию. Уникальное произведение, которое существует только здесь и сейчас, в Арсенале нижегородского Кремля.

Есть противоречия, которые заложены в самой природе визуального искусства. Одно из главных — это противоречие между трехмерной реальностью и двухмерным изображением. Для нашей цивилизации оно так привычно, что мы его даже не замечаем и не задумываемся о нем. Bскусство инсталляции помогает преодолеть это противоречие, потому что она перемещает двухмерные изображения в трехмерное пространство представления, где все они соподчинены общей экспозиционной логике. Это выставочное пространство заменяет реальность.

Бабки-мологжанки, которые вспоминают затопленную Родину. И вода, дрожащая в оплывших стеклах. И церковь, которую снимали еще Карелин и Дмитриев. И современный дом, чей строитель переосмыслил древнюю традицию деревянной архитектуры. Нет, ни одно выставочное пространство не может, конечно, заменить реальность. Но инсталляция Куприянова помогает извлечь из нее субстанцию. Погружаясь в эту выставку, мы приобщаемся к волжскому мифу. Больше 20 лет тому назад Владимир Куприянов начал фотографировать Волгу. Для своего нового проекта он год колесил по дорогам; Галич и Кострома, Ока и Нора — на пути художника маленькие города сменяли большие, широкие реки — маленькие ручьи. Неизменным оставалось одно — сама Волга как главный источник жизни на этой земле. Именно к нему хотел прикоснуться художник.

Дерево, дом, вода, старуха, гора, лес, небо. А что еще-то? Огонь. На поверхности — социальная фотография и документальное видео. А в глубине — эпос, в котором фотосъемка или видеозапись выступают только одним из средств фиксации. Из документа возникают первичные стихии. И Волга — как праматерь всех рек.

Михаил Сидлин 


Третий общероссийский конкурс художественных проектов для нижегородского Арсенала.  2006 год. 

Конкурс «Арсенале 06»

Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства при поддержке Фонда Форда объявляет Третий открытый международный конкурс художественных проектов для Арсенала Нижегородского кремля. Конкурс направлен на привлечение современных авторов к осмыслению и освоению Арсенала Нижегородского кремля как перспективной территории современного искусства.

ИТОГИ.

ДЕВИЗ КОНКУРСА: «Маршруты художников» - это навигация художников в пространстве и времени.
ЗАДАЧИ КОНКУРСА:
. Освоить внутреннее пространство Арсенала и территорию его двора /Kunstplatz/ в качестве экспозиционной площадки для проектов актуального искусства.
.Создать в Нижнем Новгороде открытое презентационное пространство новейших тенденций в области актуальной культуры.
.Способствовать интеграции актуального искусства в единое художественное пространство.

<<11 мая «Арсенал 2006. Preview» в Нижнем Новгороде. Кремль, строение 6, центральный ризалит. Выставка с 12 по 14 мая 2006 года.
Государственный Центр современного искусства /Нижний Новгород представляют  акцию «Арсенал 2006. Preview», предваряющую открытие четвертой международной выставочной программы в Арсенале. Первое художественное послание, с которым современное искусство обращается к зрителям Арсенала в этом выставочном сезоне, принадлежит нижегородским художникам. Евгений Стрелков, Николай Олейников, Галина Мызникова и Сергей Проворов создали три произведения для центрального ризалита Арсенала.

Художественное освоение Арсенала Нижегородского кремля – будущего музейно–выставочного центра современного искусства, началось летом 2003 года с выставки «Проекция». В 2004, 2005 годах серия российских и международных выставок  принесли Арсеналу не только известность в профессиональной среде, но и популярность у широкой аудитории зрителей. Накануне ремонта и реставрации мы продолжаем выставочную работу в Арсенале, впервые включив в зону творческой активности центральный руинированый ризалит. Нижегородским художникам было предложено поработать с пространственной и пластической спецификой  территории ризалита, подготовленной к следующему этапу реконструкционных работ. После окончания акции центральный ризалит будет закрыт для открытого посещения публикой и вернется в новом качестве в культурное и общественное пространство  города только после завершения реконструкции Арсенала.

В видеоинсталляции Галины Мызниковой и Сергея Проворова «Три сестры» героини выясняют семейные отношения посредством перформанса на опасной высоте под сводами Арсенала. Мы с волнением ожидаем, кто из них первым сделает прыжок. Конфликт нарастает. Пьеса неизбежно должна закончиться драмой.

Фреска Николая Олейникова «Спящий рабочий» – попытка поднять вопрос о современном положении рабочих. Жанрово «Спящий рабочий» отсылает к традиции северного “сурового” Возрождения Гольбейна с идеей изображения мертвого Спасителя перед воскресением. Период бездействия в данном случае в пространственном эквиваленте равен пустоте, пустоте в том месте, где сто лет назад происходили события сопротивления и освобождения. Работа посвящена бунтам 1905 года, сормовским баррикадам, невероятному подъему самоорганизации рабочего класса, описанному Горьким в «Матери». По прошествии ста лет мы наблюдаем,  как Сормово из революционного района превратилось в спальный.

Произведение Евгения Стрелкова  «Сумма речи»  может быть отнесено к жанру "art in science", т.к. основная ее часть - это специально разработанный радиотехнический прибор. Но используется этот прибор вовсе не в целях науки и техники, он служит для создания у зрителя эмоционального отклика. Пространство заполняется речью посетителей Арсенала, возникает спонтанная коммуникация, казалось бы бессмысленная, но богатая ассоциативно. Можно быть уверенным, что к концу акции словарный запас «Суммы речи» будет сравним с запасом небольшого разговорника.

В рамках выставочной программы в Арсенале весны–лета 2006 года будут представлены 8 выставочных проектов, серия видеопоказов, публичных лекций и мастер – классов.

ИТОГИ конкурса.

В ноябре 2005 – апреле 2006 гг.  Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства при грантовой поддержке  Фонда Форда провел Третий открытый международный конкурс художественных проектов для Арсенала. На «Арсенале 06» поступило 76 проектов от 65 заявителей, включая творческие коллективы. География участников конкурса: Москва, Омск, Зеленоград, Самара, Санкт–Петербург, Екатеринбург, Калининград, Хабаровск, Смоленск, Саратов, Лондон, Дюссельдорф, Коронадо (штат Калифорния, США), Катания (о. Сицилия), Бангкок, Вена, Нью–Йорк, Орлеан (Франция), Оттава, Вильнюс, Рига,  а также Бельгия, Швеция и Чешская Республика. 

В short list голосования вошли проекты  Евгения Асса  «Оборона», Даниила Акимова  «Нижний Новгород ушами художников», Александра Корнеева  «Тихая жизнь», Алексея Кротова  «Авторство», Антона Литвина «Лужи», Якова  Каждана  «Зоопарк», «Офисная тема» группы «АВС», Татьяны  Антошиной «Невесомость»,  Дункана Маунтфорда  «Mnemosyne», Антона Кузьмина «Сквозь звезды», Алекса Перла «Automatic movies», Такешиа Токуко «Карусель», Владимира Логутова  «Дефиле», Людмилы  Константиновой «Камень», Ирины Штейнберг «Лестница», «Сон»,  Анны Ореховой «Прерыватели», Эдуарда  Кулемина  «Сворачивай!», группы «Куда бегут собаки» «Лестница» и  «Плетка», Ирины Саминской «Не смотри!», Екатерины и Игоря  Демиденко  «Вэлкам», группы «Обледенение архитекторов» «Зима», Виктории Илюшкиной «Репродукция»,  Шарывут Шативонгретти «Мечты, надежды, желания», Иосифа Дашевского «Сияющий парашют», Александра Дорохова и  Полины  Друскинас  «Угощение жизнью», «Pret-a-porte»,  Нели и Романа  Коржовых «По периметру сознания», Игоря  Сорокина «Выход  есть», Ксении Перетрухиной  «Офис – лунопарк », Витаса  Стасюнаса и Марины Чуйковой "Небесные явления", группы   ЗПТ  "Нить",  группы  СПИС «Возрождение», Алексея Политова  «В будущее возьмут не всех».

По итогам финального подсчета голосов членов экспертного совета и консультаций победителями конкурса стали проекты Александра Корнеева  «Тихая жизнь», Алексея Кротова  «Авторство», Эдуарда  Кулемина  «Сворачивай!», группы СПИС «Возрождение», Якова  Каждана  «Зоопарк» и Ирины Штейнберг «Сон».

Проекты будут реализованы в Арсенале Нижегородского кремля с 3 августа по 3 сентября 2006 года.

ЭКСПЕРТИЗА И ОТБОР ПРОЕКТОВ: 
В экспертный совет конкурса входят: 
Коловская Елена – директор Петербургского фонда культуры и искусства "ИНСТИТУТ ПРО АРТЕ" /Санкт-Петербург/
Левашов Владимир – куратор, арт - директор Stella Art Gallery /Москва/ 
Сандра Фриммель – художественный критик, искусствовед /Германия/
Хачатуров Сергей – арт – критик, обозреватель газеты «Время новостей», радио «Культура» /Москва/
Ларин Константин – архитектор, руководитель архитектурного бюро «Прогресс 88» /Москва/


Условия конкурса.

Экспертный совет подведет итоги конкурса
15 апреля 2006 года.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ:
· Максимальная сумма, затрачиваемая на реализацию одного проекта, не должна превышать 70 000  (семьдесят тысяч) рублей;
· Оплата расходов по проекту и командировочные расходы оплачиваются непосредственно организаторами конкурса, денежные средства авторам не перечисляются;
· Технические средства для реализации проекта предоставляются организаторами;
· Победители конкурса приезжают в Нижний Новгород перед монтажом экспозиции и участвуют в подготовке выставки и вернисаже;
· По результатам выставки планируется издание каталога;
· Информация о параметрах и интерьерах залов Арсенала и прилегающей к нему территории /Kunstplatz/ размещена  на сайте art.nnov.ru.
· Организаторы конкурса оставляют за собой право использовать предоставленные участниками конкурса проекты в информационных, образовательных и прочих некоммерческих целях. 
КОНТАКТЫ: 603005, Россия, Нижний Новгород, Верхне-Волжская наб., 2, Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства, тел./факс (8312) 39-09-18, 39-07-73 e-mail: info@art.nnov.ru

Контактное лицо: Елена Белова

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO