ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

АУДИОРЕПОРТАЖИ  - Часть 1

<Более поздние, после мая 2004 года АУДИОРЕПОРТАЖИ>

Раздел открыт 25 февраля 2004.  Здесь размещаются аудио-файлы с выступлениями, дискуссиями на конференциях, круглых столах и других "говорениях" по поводу современного искусства.
айдио: лекции, дискуссии, интервью + АРТФон с Оксаной Саркисян + музыка Музыкальный дневник Юрий Пластинина>
Говорения АУДИОРЕПОРТАЖЕЙ дополнены небольшим набор музыкальных штучек. В конце февраля 2004 начал складывать их сюда. Почти каждый день по дороге на работу я слушаю CD. 2 "концерта" в день. 2 или 3 диска. И если не оставляю диски в машине, и если на них есть нечто особо порадовавшее в пути, и если есть свободная минута на декодирование и копирование, то еще одна, две штучки в день появляются здесь. Первая - внизу, разовая порция за скобками << 
Это своего рода дневник. Пока не надоест. Кому это интресно, слушайте. Ю П>

<Более поздние, после мая 2004 года АУДИОРЕПОРТАЖИ>


<14>
<<В Зверевском центре (в рамках выставки "Hope-Stop!", куратор выставки Александр Соколов) 5 февраля 2005 года состоялась презентация сборника«Большой проект для России. Материалы конференции» (совместное издание ХЖ и Зверевского центра современного искусства). В обсуждении участвовали: Виктор Мизиано, Анатолий Осмоловский, Дмитрий Гутов, Оксана Саркисян, Чубаров, Александр Панов, участники биеннале Алексей Каллима и Ирина Корина и другие. Как и следовало ожидать, разговор довольно скоро вышел за рамки обсуждения собственно материалов конференции.
1. В. Мизиано - об истории, о мечтах и реальной работе по подготовке конференции "Большой проект для России". О других периодических крупных выставках, существующих в мире.
2. В. Мизиано - собственно о конференции, о вариантах "Большого проекта", об экспертах приглашенных на конференцию.
3. Начало обсуждения. Предложение В.Мизиано: "В какой мере большое международное событие является фактом интеллектуальной культуры, а в какой мере шоу?". Конференция, материалы которой явились поводом к обсуждению, мыслилась как часть такого проекта, а не оторванное от него, подготовительное мероприятие.
4. Обсуждение
А. Осмоловский - Как подбирались нынешние кураторы биеннале? 
О. Саркисян - Основной проект не удался как эффектное шоу, и не прояснился как интеллектуальное событие. Интересно соотнести то, что планировалось и то, что получилось.
А. Осмоловский - Была интеллектуальная работа, потом эта линия была прервана. Прерванное будет ли искать новые формы выражения или эта линия уже не эффективна? И остается лишь государственная линия, и только она и есть наше современное искусство?
В. Мизиано - Для чиновников главное, чтобы биеннале была, а какая - это дело второстепенное, так как решается задача создания системы искусства под государственным контролем.
А. Осмоловский - При таком подходе естественный удел критики давать только позитивные рецензии.
В. Мизиано - Критические суждения - заложники "строительства". Однако важней не критика события, а его интеллектуальной составляющей. Ибо если такой критики нет, то нет и значимого события, а есть только медиализированное шоу.
А. Осмоловский - далее о критике.
В. Мизиано - о Венецианской биеннале, о ее генеалогии; о критике, о том, что пример Венецианской биеннале говорит о том, что необходима критика институциональных основ. Похвала Документе X.
5. Обсуждение.
В. Мизитано - Кто и когда доказал, что история искусства делается большими выставками? Пример биеннале в Йоханесбурге (ЮАР), по поводу которой как раз и заговорили о "закапсулированности" современного искусства. На Московскую биеннале потрачена куча денег, которые теперь не будут даны на малые проекты в современном искусстве. В ЮАР была еще более драматичная ситуация.  В тот момент стране просто было не до современного искусства. Просто некоторым руководителям надо было срочно предъявить цивилизационные успехи страны, освободившейся от апартеида. В то время, когда Йоханесбург фактически находился в руках уличных банд. Участники биеннале не выходили из автобусов, а жители не ходили на выставки. Такие примеры, только поскромней есть и в Европе, во французском Туре, например.
Диалог со зрителем необходим. Хотя бы на уровне понятных экспликаций.
6. Обсуждение.
А. Осмоловский - Какие экспликации помогут понять, чем занимаются специалисты "по электронам" ? Так же и с художниками.
В. Мизиано - "притча Гройса" о посещении армянского горного монастыря, когда отвозивший его местный житель сказал, что не интересуется монастырем, но уважает тех, кто интересуется. Можно пожелать подобного отношения и к современному искусству, но все-таки я считаю - у кураторов есть обязательства перед аудиторией... Если не можешь объяснить, что ты делаешь, то это не твоя профессия, так как ты сам делаешь уязвимым выстраиваемое тобой событие.
Е. Романова - вопрос, припоминающий старое: "художники не важны, важен лишь куратор; отказываетесь ли от этого утверждения 92 года?"
7. Обсуждение.
Д. Гутов - Чудовищный основной проект; ничего подобного нигде не довелось видеть... Где что: где инсталляция, а где мусор, трещина в стене - часть инсталляции или недоделка. К Калиме - огнетушители на "твоей стене" были частью инсталляции или нет?
А. Каллима - нет, их назавтра вынесли... Вообще это и была концепция кураторов.
<более живая дискуссия с обильно используемыми "философскими" терминами, производными от слова "хуй">
К. Чухров - с апологией основного проекта, концепции кураторов. О том, что момент незрелищности симптоматичен и принципиален.
А Панов -  с опровержением такого подхода: "да они просто не успевали ни написать, ни напечатать, ни развесить; г-н Михайловский обращался за помощью во вне, но уже буквально за 2-3 дня до открытия".
Чубаров (придя в явное возбуждение)  - "все перехвачено давно и нам, все равно, ничего не достанется" 
В. Мизиано - Куратор всегда, даже будучи "в доле", может вставить в проект нечто, артикулирующее, например, обналичивание ("распиливание") бюджетов.
И. Корина - Кураторы с нами не работали, даже не общались. Спросили только, сколько места надо и все...
8. Обсуждение.
А. Осмоловский - должны быть разведены работа художника с материалом и интеллектуальное обсуждение. Проектное искусство 90-х привело к тому, что художники превратились в интеллектуальных дизайнеров при кураторах. Задача состоит в правильном соединении куратора и художника. Смешивать нельзя, надо так, чтоб они друг друга усиливали.
Д. Гутов - о кураторской работе с позиций художника, участвовавшего во многих международных проектах. О возрастном цензе как чудовищном для искусства принципе.
В. Мизиано - Акутальным может оказаться старое, даже забытое автором. Здесь ключевая роль куратора.
А. Осмоловский - о галереях 90-х годов.
В. Мизиано - На примере проекта 99 года "Культурные герои", когда Е. Деготь, работавшая на СПС, объявила: "наша партия победила (тогда СПС набрала 10% на выборах в думу), хотя наши европейские коллеги нас не поймут...". Здесь капитальная несходимость с европейскими интеллектуалами, которые включая деяиелей современного искусства, все придерживаются левых дискурсов. Поскольку мы (я, Дима, Саша, Олег) были smart, мы работали именно с левыми дискурсами, то именно поэтому мы получили почти монопольную коммуникацию с европейскими интеллектуалами. В том числе в искусстве. В том числе - через них - получили доступ к Фондам. Такой вот парадокс.  Либералы получили свою долю советского наследия, материальную, а мы получили долю символического капитала.
Появление Московской биеннале замыкает процесс формирования системы искусства, и наша ситуация со стороны совсем не выглядит ущербной. Система искусства уже практически сложилась.  Теперь чрезвычайно важно право на критику. Мы, находившиеся в позиции "олигархов" (символического капитала), должны сейчас переакцентировать себя в левокритическом дискурсе. Переосмыслить свое место. Перспектива в том, чтобы стать собеседником власти. Бондаренко имеет право быть собеседником, но и мы не должны сами себя лишать такой возможности. С этим сейчас надо работать.
9. Обсуждение.
<еще пообсуждали основной проект биеннале>

<13>
<<14 декабря состоялось заседание дискуссионного клуба ГЦСИ 2004-2005гг.: ПРОЕКТ В КУЛЬТУРЕ. Что означает современное искусство в контексте нашей культуры? 
Что хотят сказать urbi et orbi своими проектами деятели сегодняшней арт-сцены?  Услышана ли их весть?  Как воспринимается творчество актуальных художников не только специалистами-искусствоведами и арт-критиками, но также людьми современной культуры, науки, других видов художественного творчества?
14-го вечером состоялась встреча с художниками группы Escape и обсуждение их творчества с философом, политологом и психологом. В заключение выступил арт-критик Сергей Хачатуров. MP3 - Богдан Мамонов. MP3 - выступления, вопросы. MP3 - выступления, в том числе С. Хачатурова>

<12>

Полная фонограмма пресс-конференции Московской биеннале современного искусства 2005 года.
7 декабря 2004 года. Государственный исторический музей. Здание бывшего Музея В.И.Ленина.

1. Ирина Александровна Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина.
Уважаемый руководитель с безусловными заслугами в музейном деле, но совершенно не в теме - самое первое впечатление от ее рассуждений и предостережений. Однако, к концу пресс-конференции сознаешь, что не даром она столь детально вспоминала пустые залы на выставке Кандинского.  Организаторы пресс-конференции, PR-агентство "marka: face: fashion"  в разосланном (jpg-файлом ?!)  приглашении пишут про "массовый успех выставки современного искусства Москва-Берлин"... При том, что главная проблема организации этой знаковой выставки была как раз в ИГНОРИРОВАНИИ ее публикой. И если ориентироваться на такой же  "массовый успех"... 

2. М. Б. Кабахидзе.

3. Евгений Зяблов
Именно он назвал вместо "Диалектики надежды" 3 темы:  "От прошлого к настоящему", "Искусство, обращенное в будущее" (Роза Мартинес) и Симпозиум о путях развития Биеннале (Роберт Сторр).

4. Иосиф Бакштейн.
Объявил, что все значимые институции современного искусства примут то или иное участие в 1-й биеннале (!?). И это представит панораму послевоенного российского искусства (!?). И что отличие Московской биеннале от других состоит в возвращении российского искусства на международную сцену.
Особо отметил, что вчера один из участников основного проекта англичанин Джереми Делле стал лауреатом премии Тернера.

5. Ответы на вопросы. 1.
О площадках, о бюджете - ответил Е. Зяблов: в музее Ленина 2200 кв. метров на 3-х этажах, бюджет 42 миллиона рублей; И. Бакштейн:  перрон станции метро "Воробьевы горы 282 погонных метра"; М. Швыдкой: дифицит бюджета составляет минимум 12 миллионов рублей, но не смотря ни на что, Биеннале будет.

6. Ответы на вопросы. 2.
М. Швыдкой обстоятельно рассказал об юридических сложностях; очень благодарил Московское Правительство.

7. Ответы на вопросы. 3.
На вопросы М. Гельмана о российских участниках основного проекта и о поддержке специальных проектов ответил И. Бакштейн, назвал-таки российских участников: Ирина Корина, Ростан Тавасиев, Алексей Калима, Давид Тер-Оганьян, "Синий суп" и "Синие носы">

8. Ответы на вопросы. 4.
Дипломат Сергей Хачатуров попросил Ольгу Свиблову рассказать о специальных проектах МДФ. И, надо признать, это было первое внятное выступление на пресс-конференции. Про проекты АЕС' ов, М. Серебряковой, А. Пономарева, Г. Брускина,  А. Бартенева, М. Ровнер. С пылом, несколько театрализованной любовью к художникам и красочно. Иначе, откуда же у журналистов тех изданий, на которые ориентируются агенты marka: face: fashion" , возьмутся столь необходимые им краски?

9. Ответы на вопросы. 5.
Директор МуАРа Давид Саркисьян - о специальном госте Биеннале Кристиане Болтански.
И завершающее слово представителя PR-агентства.


<11>
<<28 октября в Государственном центре современного искусства состоялась  лекция Катрин Перрэ "Искусство и культурный капитал: способы экспонирования".
Катрин Перрэ (Catherine Perret) - французский философ и искусствовед, профессор университета Париж 10 (Nanterre), автор и руководитель уникальной программы «Мастер», осуществляемой университетом совместно с Центром Помпиду. Автор ряда монографий по современному искусству, куратор и специалист по экспонированию. 
Лекция прочитана по-французски, с параллельным переводом.  
Интродукция Евгения Барабанова. О предстоящей лекции и ее авторе, о программе ГЦСИ до конца года - 1M
Часть 1 - 3.1M
Часть 2 - 3M
Часть 3 - 2.7M 
Часть 4 - 3.3M
Часть 5 - 3M
Часть 6 - 3.8M
Часть 7 - 2.2M
Часть 8 - 1.9M
Часть 9 - 1.7M
Часть 10 - 2.2M
Вопросы - 2.6M
Заключение Леонида Бажанова - 0.2M


<10>
<<8 июля состоялась пресс-конференция 1-й Московской биеннале современного искусства. 
Участники пресс-конференции: 
Майя Кобахидзе — начальник Управления современного искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии, Александр Заволокин — заместитель начальника Управления современного искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии, Евгений Зяблов — комиссар Биеннале, генеральный директор ГМВЦ РОСИЗО, Иосиф Бакштейн — куратор-координатор Биеннале, заместитель генерального директора ГМВЦ РОСИЗО.
1. Вступительное слово М.Швыдкого - MP3 -2.65M>
2. Директор РОСИЗО Е.Зяблов - MP3-1.9M>
3. Куратор-координатор биеннале И.Бакштейн - MP3-2.7M>
4. Вопросы 1 - MP3-4.33M>
5. Вопросы 2 - MP3-2.85M>
6. Вопросы 3 - MP3-2M>
7. Вопросы 4 - MP3-0.45M>
8. Вопросы 5 - MP3-0.58M>
9. Вопросы 6 - MP3-0.61M>
<<Московская биеннале современного искусства откроется 18 января 2005 года. Тема биеннале «Диалектика надежды». Кураторы: Иосиф Бакштейн, Николя Буррио, Даниэль Бирнбаум, Яра Бубнова, Роза Мартинес и Ханс-Ульрих Обристс.
К участию в первой Московской биеннале приглашено более 50 российских, европейских и американских художников, среди которых такие звезды международной художественной сцены, как Маурицио Каттелан (Италия), Олафур Элиассон (Дания/ФРГ), Петер Фишли и Давид Вайсс (Швейцария), Мона Хатум (Ливан/Великобритания), Карстен Хёллер (Бельгия/Швеция), Рон Мьюек (Австралия/Великобритания), Ширин Нешат (Иран/США), Джефф Уолл (Канада), Дэмиан Хёрст (Великобритания) и Билл Виола (США).
ПРЕСС-РЕЛИЗ к пресс-конференции

<9>

<<29 июня 2004. Заседание дискуссионного клуба ГЦСИ. Этика в современном искусстве. Нравственные и правовое категории.
1. Евгений Барабанов. Постановка вопроса, согласование возможных дефиниций - MP3 -5.24М>
2. Панкин - MP3 -5M>
3. Владимир Куприянов - MP3 -2.26М>
4. Владимир Сальников, Борис Орлов - MP3 -2.16>
5. Евгений Барабанов - MP3 -0.87М>
6. Игорь Шелковский, Богдан Мамонов - MP3 -6.88М>
7. Александр Соколов (скульптор) - перешел "на личность" Авдея Тер-Аганяна, Борис Орлов - сожалел о помощи Авдею, Владимир Куприянов - добавил к Авдею давнюю драку в ЦДХ, спровоцированную публичным убийством барана, Барабанов - о различиях культур и о важности и подмене контекста - MP3 -4.33М>
8. Гор Чахал, Леонид Бажанов, дискуссия по поводу "рубки софринских икон" и "резки барана" - MP3 -9.06М>
9. Юрий Злотников - от души обо всем - MP3 -3.16M>
10. Миндлин - апеллирование к постмодернистской специфике, Е. Барабанов, Семен Файбисович, Е.Барабанов, Михаил Сидлин - попытка сузить проблематику до наиболее актальной здесь и сейчас проблемы корпоративной этики, Виталий Пацуков, Дмитрий Барабанов - MP3 -10.2M>
11. Полина Кулик, Б.Орлов, В.Сальников, Е.Барабанов - итог и закрытие дискуссионного клуба этого сезона - MP3 -3.67М>

<8>
25 июня 2004. Круглый стол Медиа Форума 2004 в Клубенабрестской. "Арт реалити шоу" 
1. <не успел к самому началу>"Глупые люди", Л.Степанов, И.Засурский, Ю.Пластинин - "разгон", разговор не по теме - MP3 -3.46М>
2. <все же "арт реалити шоу"> Б.Юхананов (опыт работы художника в тв реалити шоу "Голод", попытка перекодировки и очеловечивания) - MP3 -8M>
3. Л.Степанов, Б.Юхананов, другие, Н.Зарецкая - MP3-2M>
4. Б.Юхананов (работа не вопреки, но внутри формата реалити шоу, но осваивая закрытые для тв территории), И.Засурский - MP3 -2.85M>
5. О.Киреев - MP3 -1.05M>
6. И.Засурский (попытка отойти от обсуждения "Голода"), обсуждение других тв программ и проектов, И.Засурский, обсуждение (активен Б.Юхананов), К.Шаманов: "давайте таки-говорить о флэш-мобе, о медиа активизме", И.Засурский, Б.Юхананов: "беда в том, что мы говорим в разных регистрах" - MP3 -4.5M>
7. Б.Юхананов, Л.Степанов (о личном опыте, когда его использовали на тв), Б.Юхананов, ... - MP3 -3.9M>
8. К.Шаманов (о необходимости уйти от мейнстрима к новым возможностям, новым территориям искусства и о "борьбе за реальность"), О.Киреев (подхвативший и развивший тему медиа активизма, тактического тв в частности) - MP3 -2.55M>
9. И.Засурский, Б.Юхананов: "художник распят между масс медиа и активизмом антиглобалистов", Н.Зарецкая (с критикой юханановского самообмана), И.Засурский (итог) - MP3 -3.4M>


<7>
<<
Лекция Achille Bonita Oliva "Система Искусства". Пресс-Центр ЦДХ. 27 мая.
1. Не с самого начала, примерно с пятиминутной задержкой :)
О поп-арте. 60-е годы - десятилетие галеристов. Они определяют развитие искусства в этот период.
MP3 - 1М>
2. 70-е годы - десятилетие коллекционеров. Великих коллекционеров и коллекционеров, становящихся капиталистами искусства. Коллекционеры - монополисты вкуса в этот период.
MP3 - 2.9М>
3. 80-е годы, начавшиеся с кризиса, к которому никто не был готов. Этот кризис коснулся и галерей, и коллекционеров. Как следствие, кризис в концептуальном авангарде. Кризис историзма, прогресса. А поскольку искусство было ведомо мифом прогресса, то в искусстве в этот период началось преодоление понимания искусства как изобретательства. Художник превращается в бармена, готовящего коктейли из цитат. Это в некотором роде неоманьеристский период. Но это и десятилетие больших теоретиков: в философии и в искусстве. Фигура критика выходит на передний план искусства.
MP3 - 3.2М>
4. 90-е годы. Время "великих музеев, построенных великими архитекторами". Музеи становятся "экономическими узлами" в системе искусства. В них текут деньги, к ним стремятся художники. Музеи обрастают командами кураторов. В последнее время происходит глобализация института кураторов - "банда кураторов ездит по миру и строит искусство". 
Пессимизм Оливы: изобретаемые кураторами выставочные "гаджеты и экспозиционные бирки" задавят, дезориентируют зрителя.
Каждому крупному городу по Большому музею и по Биеннале ... - такова тенденция.
M
P3 - 3.7М
>
5. Ответы на вопросы>
M
P3 - 3М
>

<6>
<<27 мая в ЦДХ, в рамках программы ярмарки "Арт-Москва" состоялась лекция Бориса Гройса "Искусство, дизайн, политика".
1. Политическое искусство нынче модно. Изменилось отношение искусства и политики.  Раньше искусство репрезентировало политику и ее деятелей, выполняло декоративную функцию. С 60-х годов зародилось иное отношение, в связи с тем, что искусство стало занимать тоже репрезентационное пространство, что и политика.  Проблема в том, что сейчас политики генерируют более влиятельную визуальную продукцию, нежели это могут сделать художники в рамках традиционных отношений политики и искусства. Любой террорист в этом плане эффективней художника.
В современной медиальной системе художник как производитель визуальной продукции не выше, чем на 10 месте, после политиков, спортсменов, телеведущих, кинодеятелей и т. д. Как следствие, художник потерял монополию на эстетическую репрезентацию политики.
Современное политическое искусство занимается не политикой, а осознанием, исследованием новой роли художника в условиях тотальной эстетизации политики. 
MP3 - 3.7М>
2. Политическое искусство использует те же средства документирования, которыми пользуются в политике. Художники пользуются теми же методами "фиксации подвигов". Однако есть принципиальная разница. Политик вынужден использовать массовые медиа, он зависит от них, тогда как  художник пытается взять средства репрезентации в свои руки.
Здесь мы имеем дело с политическим дизайном. В отличие от дизайна товарного, пока еще более привычного. Если в 60-е годы искусство нервно реагировало на тотальную эстетизацию товаров, то теперь не менее нервно реагирует на тотальную эстетизацию политики.
Отличия политического дизайна от товарного - "от печки', от древних греков. С тех еще времен человек двигался от практических к теоретическим установкам, проделывая путь от человеческого к божественному. И такое движение сохранялось до недавнего времени, вплоть до Хайдегера. Это путь человека к истине последовательным отрешением от себя. Искусство конечно же было вовлечено в "переход от практики к созерцанию".  К эстетическому наслаждению в искусстве. Хотя во времена Клемента Гринберга эстетическое наслаждение уже сочли китчем, тем самым попытавшись достичь абсолютного формализма и автономии искусства. И эта парадигма продолжалась в 80-е и 90-е годы. 
Но! Мы попадаем в современный мир как боги. В первую очередь обретая тотальный взгляд на все.  Не понимая и даже не чувствую практического. И уйти с этой позиции чрезвычайно трудно. Художнику - в том числе. То есть осознается проблема инкарнации, обретения своего места в мире. Которого, вообще говоря, нет. Фактически это традиционно христианская практика, в рамках которой каждый имитирует Христа. При таком подходе тело Христа - дизайнерская форма, в которой Бог является в мир. Икона не искусство, но божественный дизайн, а тело Христово - экономическая акция Божественного плана преобразования мира.
Современный художник начинает в состоянии "невидимого" и старается обрести реальную форму. (Продолжая при этом не быть!). В медиальном мире это значит "стать controversial", создать картину конфликта. Не миметическую картину, но картину ничего не изображающую. Чтобы она не имела оснований подвергнуться критике. Только атаке, нападкам, разрушению. Это современная медиальная икона кризиса, столкновения. В политическом пространстве в том числе. Когда современное искусство хочет получить медиальное иконное значение, оно становится предметом поклонения или отвержения.
MP3 - 5.3M>
3. Как функционируют современные иконы, не созданные художниками, но возникшие спонтанно. 11 сентября, Абу-Граиб, в которой американка - солдат ведет на цепочке иракского пленника. Имея некоторый визуальный бэкграунд, вы конечно же опознаете в этой картинке подобие радикальным акциям 60-х годов. Или того же Кулика 90-х.  То есть обнаруживаете генеалогию в радикальном искусстве 60-х. Так оно и есть. Эти инсценировки были устроены специалистами психологами для эротической компрометации пленников. Эти спецы хотели проделать с иракцами трансгрессивные акты. Перенесли практики радикального искусства 60-х - 70-х годов, чтобы подорвать иракские устои, как это искусство подорвало устои западного общества в те годы. В очередной раз профи проявили непонимание,  даже слепоту, не учтя  степень трансгрессивности в условиях ислама на фоне современных медиа. И эти трансгрессивные акции - опять - оборачиваются против них самих.
Взаимосвязь трансгрессивного искусства и трансгрессивной политики сегодня одна из актуальнейших тем. Можно видеть множество результатов. Например, такой: трансгрессивное искусство миметично! Фактически мало чем отличается от критического реализма, от передвижников.  Автономия искусства - иллюзия. Трансгрессивное искусство и политический активизм нигилистичны, и многие исследователи считают, что искусство снова должно стать продуктивным, производить вещи.
Они не учитывают одного важнейшего обстоятельства. Акт разрушения иконы, иконоклазм становится продуктом, новой иконой.  Еще про "Черный квадрат" писали, что это акт уничтожения иконы. Хрестоматийно, что этот акт сам стал иконой.
MP3 - 4.8M
4. Кунфу-фильмы - шаг к изображению философской мысли. Только "мысль - движение" и наоборот. У мастера кунфу нет эмоций, нет чувств. Только мысль - движение и движение - мысль. Роденовский же "отдыхающий после фитнеса" никакой иной мысли не визуализирует. Неспроста в современном кино право на произнесение "умных фраз" отдано профессиональным убийцам.  
Приведение в движение - убийство, разрушение - адекватно философскому высказыванию.
Способ создания медиальной иконы - иконоклазм ко всему остальному.
В чем состоит стратегия современных художников?
Не в том, чтоб попасть в медиа, и не в том, чтоб стать героем. Новые иконы политического искусства свои радикальные жесты представляют в расширенном медиальном пространстве. Включают в медиальное пространство отсутствующее в нем. То есть стратегия не в том, чтоб занять место, а в том, чтоб его создать (под себя), расширив медиальное пространство.
Фактически это современный вариант эстетизации неэстетизированного. 
MP3 - 3.9M
5. Ответы на вопросы. MP3 - 9.8M>

<5>
<<18 мая в ГЦСИ состоялось очередное заседание ДИСКУССИОННОГО КЛУБА. Ведущий - руководитель Школы современного искусства ГЦСИ искусствовед и философ Е.В.Барабанов. В связи с заявленной темой "Возможно ли радикальное искусство сегодня (здесь и сейчас") соведущим был приглашен художник и куратор Анатолий Осмоловский. 
<я, увы, опоздал, поэтому вступление Евгения Барабанова и первая, постановочная речь Анатолия Осмоловского не услышаны и не записаны>
1 <Чахал - "...Осмоловский не единственный радикальный художник 90-х">
2 <Чубаров - "...у Толи неизжитая травма 90-х">
3 <Осмоловский - Последняя художественная акция 90-х - баррикада. Об особенностях радикального акционизма 90-х. Отказ от метафоры как реакция на социальную и политическую ситуацию. "Все, что нами <радикальными акционистами> делалось, это регрессивная форма, потому что сама ситуация 90-х ретроградна". Искусство прямого действия не остается в истории искусства. "Раньше интеллигенция была в авангарде революционных процессов, а теперь в арьергарде реакционных" (Б. Кагарлицкий). К 95 году мы уже воспринимали себя как политическая организация. На нас наехала ФСБ (слежка, прессинг) - возможно ли тягаться с такой махиной? Но тогда должна была возобладать логика политической борьбы>
4 <Чубаров - об нравственном выборе, который делали художники 90-х и этическая ситуация сейчас, когда заниматься акционизмом, менее радикальным, чем взрывы домов и другие предельно шоковые действия террористов - слабая позиция для художника. Художники 90-х обслуживали коммерциализацию искусства, и им это отчасти удалось. Осмоловский понимал происходящее именно так и не принимал этого. И теперь, занимаясь абстракцией, он по-прежнему радикален. Зря он себя записал в оппортунисты.
Барабанов - радикальное искусство, акционизм 90-х тоже обслуживал зарождавшийся капитал>
5 <Осмоловский - Согласен с обслуживающей ролью художников: кто-то оформляет офисы, а кто-то режет поросят. О медийном успехе (в ответ Барабанову): не все "поросята" приводят к нему.
Шумов - вспомнил о наших радикалах 70-х, в частности Леониде Бажанове, который в 70-е был радикалом авангардистом, настоящим героем, а потом сделал радикальный жест, пошел в чиновники...  Искусству нужны герои>
6 <Барабанов - напомнил о поставленном вопросе "что такое радикальное искусство? Проблема возникла оттого, что главный апологет радикализма Осмоловский впал в оппортунизм".
Осмоловский - Проблема эта была исчерпана к 95 году. Уже баррикада была в большей степени погоней за массовостью, нежели художественным жестом. Все. 
Турнова - о политической ситуации, определяющей многое, и о нравственности/ безнравственности занятий пластикой...
Осмоловский - "Когда говорят пушки, музы молчат". Имея в виду не чеченскую войну, но классовую. Сейчас все уже определилось. Все позиции, какие только было возможно, сданы. А в 90-е все было хаотично, общество не могло разобраться, где "лево", где "право". "Я не осуждаю тех, кто в 90-е занимался пластикой (похвалы в адрес Турновой), но я утверждаю, что ситуация 90-х регрессивна". "Возвращение к форме сейчас не регресс, а прогресс. Революционность внутри формы">
7 <Чахал - Понятие радикализма контекстуально. "... наиболее радикальным жестом может являться сознательный крайний консерватизм" (Поль Верильо). То есть это относительное понятие в разные периоды истории искусства. "В 90-е годы имела место упрощенная художественная стратегия группы ребят, связанная с тем, что любой художественный жест обретал легитимность только в отражении масс медиа".
8 <Осмоловский - "Я не забросил акционизм, работаю с политическими организациями. Как эксперт. Такой "пиар по дружбе. Вне искусства"
Ансельм - (плохо слышно) - о радикализме в содержании.
Кашук - О Малевиче, о социальной и политической детерминированности радикализма. О теперешних выставках абстракции, о бесконечном возврате к абстрактному искусству. 
Осмоловский - о выставке современной абстракции в ГТГ. О большом впечатлении от нее. Тогда он понял, как много еще не сделанного в этой области. Наконец-то музей принимает участие в формировании художественной жизни. Что это, как не признак формирования художественной системы>
9 <Сидлин - о социальном и художественном контексте; соответственно, о политическом радикализме и художественном авангарде. То есть о терминологической путанице, мешающей дискуссии. Поставленный вопрос надо разделить.
Барабанов - согласился, что это две разные темы.
Куприянов - истоки радикализма - неудовлетворенность, а значит они постоянны, вечны. И в первую очередь среди молодых. К сожалению в радикальной среде преобладает "обозначение собственного пупка". И еще - приемлем ли радикализм за счет кого-то?
Массовые реплики, в частности, Барабанова, что  radix - это корень; таким образом, радикализм - изменения в основе, в корне?
Попов  - "Самое радикальное сейчас - национальное русское".
Светлана Баскова, автор фильма "Зеленый слоник" - заступилась за молчащих молодых "радеков", обвинив присутствующих в излишней самоуверенности, в недостаточной рефлексии (?).
После этого - натуральный базар>
10 <Осмоловский - о левых художниках 90-х: "для нас левая позиция была суррогатом эстетического различия". Они противопоставляли себя основной массе художников, которые обслуживали тогдашний регресс. Их идеологический месседж выполнял роль эстетического элемента. Сейчас же эта позиция оформилась в политические убеждения. А искусство - отдельно.
11 <Поспелов - попытка определения радикализма в эстетическом пространстве>
12 <Осмоловский - о хаотичности, случайности, ситуативности формирования новых художественных направлений. Что касается воли, то она наталкивается на непреодолимые художественными средствами препятствия. Здесь уже искусство кончается. Опять об акционизме 90-х, его отличиях от предшественников>
13 <Барабанов - попытка итога. "Можем ли мы уже обойтись без такой эстетической координаты как радикализм в искусстве?"
Осмоловский - "Да" - ответ  мгновенный. 
Остальные затеяли спор; шумный; но в большинстве своем, присутствующие спорили-таки не об ответ на поставленный вопрос...
Бажанов - В 90-е было 3 художника, объявившие себя радикальными, в 70-е ситуация была похожей. И в том, и в другом случае имело место отставание от развития современного искусства лет на 10.
Чахал - радикальное искусство - это эпитет.
Степанов - попытался радикализировать собственно дискуссию, обвинив Осмоловского в конформизме.
Сидлин - о фильме Басковой "Зеленый слоник", о неизбежности критической позиции, а на ее основе, в свою очередь, радикального искусства, которое будет всегда, хотя бы в части  критического исслледования репрессивных механизмов общества. Художники всегда будут находить болевые точки в этом пространстве, а значит будут становиться на позицию радикального художника.
Осмоловский - эта дискуссия показывает, что акционизм 90-х точно не конформистское искусство. Вот если б посадить медгерменевтов обсуждать эту тему, была бы тишь да гладь. Потому что они изначально конформисты. "Может наш акционизм был наивен и ретрограден, но адекватен своему регрессивному времени">
14 <Барабанов - "Это было противостояние психоделическому обществу?"
Осмоловский - "Нас называли пыльными художниками, потому что наши ботинки вечно были в пыли, в отличие от медгерменевтов и питавшейся их идеями Птюч-тусовки".
Чубаров - Радикальное искусство - горизонт для движения вперед. Художник может закладывать возможности для движения вперед.
Дискуссия со скульптором Соколовым.
Перл Чубарова - есть  проблема отчуждения труда и нет проблемы восприятия...
15 <Осмоловский - "печально, что это искусство вызывает такие страсти"...
Степанов - потребовал прекратить "впаривать ваучеры", на что Осмоловский отреагировал мгновенно: "весь хх век это звучит в адрес искусства".
О корысти и бескорыстии, о профессионализме акциониста. Юрист должен быть рядом, чтоб не сунули в карман наркотики. Такова борьба. Авдею надо было в Манеже поставить рядом с собой юриста.
Дискуссия кончилась, началось беспорядочное говорение.
Не без труда  Барабанову удалось объявить о следующей теме, "Что происходит с отечественной арт критикой?". Дискуссия состоится 1 июня.
Пора, давно пора пустить кровь арт критикам, проигрывающим в единоборстве с самими собой...>

<4>
<18 мая 2004>
<<Юрий Никич - о выставке "На курорт!", которая проходит в Баден-Бадене.
<Произведения около пятидесяти художников из Берлина, Дюссельдорфа, Екатеринбурга, Красноярска, Москвы, Новосибирска и Санкт-Петербурга. Идея выставки – представить новую картину «российской художественной сцены» как особое культурное пространство, контуры которого не совпадают с линиями политической карты, а подчас и вовсе растворяются в обсуждении проблем, общих для художников разных стран.
«На курорт!» – это странное состояние между работой и отдыхом, между постоянным местом жительства и пунктом временного пребывания, это – отрезок ожиданий или опасений… Соответственно, и многие произведения на выставке выражают «недоговоренность», «промежуточность», «неуверенность», «сомнение» – ожидания нечасто связываются с надеждой…>
Вопрос 1. Почему Баден-Баден? Как, когда, у кого возникла идея места, тема выставки?
Вопрос 2. Каким образом хедлайнером проекта оказался Влад Монро? Это уже традиция для Германии? 
Вопрос 3. Какие работы, проекты вызвали наибольший интерес? Будет ли эта выставка представлена на 9-м Форуме художественных  инициатив?

<3>
<1 апреля 2004>
<Пресс-конференция выставки "Москва-Берлин" в ГИМе>

<2>
<
29 марта 2004>
<Лекция Ханса Хааке 29 марта 2004 года 16:00 - 18:00 в лекционном зале Государственного Исторического музея. За 3 дня до официального открытия (2 апреля в 17.00) выставки  "Москва-Берлин/ Берлин-Москва. 1950-2000. Современный взгляд" (с 3 апреля по 14 июня) работает выставка. 22-39. 40 залы>
<Дискуссия в 20:00. Институт культурологии на Берсеневской.



<1>
<
24 февраля 2004>
<<
24-го февраля в ГЦСИ на Зоологической, 13 (Дом Поленова) состоялся круглый стол "Актуальность Малевича. Взгляд из 2004 года". Ведущий - Евгений Барабанов. Выступили:  Борис Орлов, Виталий Пацюков, Александр Юликов, Богдан Мамонов, Виталий Пацуков, Владимир Сальников, Франциско Инфанте, Сергей Попов и другие.
1. Вступление Евгения Барабанова>
2. Выступление Бориса Орлова>
3. Евгений Барабанов>
4. Выступление Александра Юликова>
5. Евгений Барабанов>
6. Выступление Богдана Мамонова>
7. Евгений Барабанов>
8. Выступление Виталия Пацукова>
9. Выступление Панкина>
10.Выступление Владимира Сальникова>
11.Выступление Франциско Инфанте>
12.Лена Хейвиз, дискуссия, Е. Барабанов: "энигма и мистерия">
13.Математик В.Смолянинов, дискуссия (Ф.Инфанте)>
14. "Сансаныч">
15.Е.Барабанов - попытка исключить из обсуждения "эзотерику Малевича">
16. Выступление Сергея Попова и Е.Миндлина, дискуссия, резюме Е. Барабанова: "русские могут оказаться в дамках">

<Более поздние, после мая 2004 года АУДИОРЕПОРТАЖИ>

Раздел открыт 25 февраля 2004.  Здесь размещаются аудио-файлы с выступлениями, дискуссиями на конференциях, круглых столах и других "говорениях" по поводу современного искусства.
айдио: лекции, дискуссии, интервью + АРТФон с Оксаной Саркисян + музыка Музыкальный дневник Юрий Пластинина>


 TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO