ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



  В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Венские заметки Лены фон Лапшиной.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #17. 13 августа 2009 года. Полярный круг или от заката до рассвета.

Lulea Art Biennial LAB09 в лапландской Лулее на севере Швеции проводится уже в четырнадцатый раз. Для бесконечного числа ежедневно рождающихся биенале возраст достаточно сознательный. Во всяком случае группа худржников-организаторов "Kilen" (Шилен) с завидной и ответственной последовательностью пытается подарить симпатичному провинциальному городу международное художественное событие.

Актуальный выпуск Lulea Konstbiennial под руководством куратора и директора Umea BildMuseet Jan-Erikа Lundströmа (иллюстр. 1), посвящается риску как таковому, и порой риску творческому , и пытается выяснить и проследить различные значения развития и преодоления рискованных затей, а также человеческую способность делать ошибки для своего последующего развития и, соответственно, носит название Risk. Из 500 рассмотренных проектов 25 получили возможность продемонстрировать свои рискованные представления и выстроить к моменту летнего солнцестояния новые проекты в ста километрах от полярного круга.

Pablo Sigg (иллюстр. 2), интеллектуал со швейцарскими корнями из Мехико и большой знаток и поклонник советских арт-кинематографа и психологических экспериментов, предлагает сеансы гипноза в специально построенном white cube Лулейского Кунстхалле. Посетители (даже те, на которых гипноз не действует), по очереди погружаясь профессиональным гипнотизёром в состояние транса, начинают рассказывать бог знает что из своего печального прошлого и настоящего. Сеанс записывается и проецируется на внешнюю стену психо-куба. Таким образом зрители, не решающиеся на сеанс, могут посмотреть чужие откровения безумного состояния (иллюстр. 3-4). Экзистенциальное действие проекта Pablo Siggа "When i touch your forehead, open your eyes" намного глубже и сильнее, чем представляется в описании.

В соседнем зале латиноамериканский коллега из Боготы Lucas Ospina привёз на биенале свою передвижную выставку, демонстрирующую бедность в странах первого мира. Обычно проект "Museum of Poverty" дополняется местным материалом. Но все попытки в виде локального контекста найти бомжа на территории северной Швеции успехом не увенчались.
Edith Derdyk из Сао-Пауло (иллюстр. 1) собственноручно растянувшая и укрепившая в пространстве зала двадцать километров шнура, метр за метром растягивая чёрные нити между двумя поверхностями зала, стеной и большой пластиной, в ожидании того момента, когда пластина способна зависнуть на созданной ею системе, превращаясь в "Brief Passage: From Everyone to Everyone".

Безусловно одним из самых работящих художников можно назвать Jaanus Samma из Tallina (иллюстр. 5-7). За неделю своего пребывания в Лулее этот бескомпромиссный культиватор хаоса разбил и взрастил парк "Balance" – реплику французского сада 16-го века, выстроенную на основе крапивного растения urtica dioica.

Напротив предоставленного самому себе классического ландшафтного объекта Jaanusа шведский художник Mikael Lundberg разместил движущийся объект "You wring yourself out of the night, heave off the weight of silence and for a few moments you are weightless" (текст из поэмы Magnus William Olssonа), представляющий собой двухтонный натуральный камень, который волшебным образом передвигается по траве со скоростью 2,8 см в час. В течение всего биенале камню предстоит преодолеть 45 метров – эдакий сизифов труд в исполнении солярной энергии по конструкциям Лулейского технического университета.

Оставшееся свободное пространство музейного парка освоила художественная пара, состоящая из французского архитектора Guillaume Aubry, знатока китайской системы общественных уборных и любителя клаустрофобичеких объёмов, и проживающей в Берлине шведской художницы из Финляндии Ulrika Ferm. Guillaume и Ulrika занялись археологическими раскопками в поисках затерянных советских бункеров. По распространённой и используемой ими легенде знаменитое землятресение в Армении было следствием проведения советских военных экспериментов в многочисленных подземных бункерах, расположенных на сейсмически-нестабильной территории – лабораторий по созданию искусственных землятресений. Guillaume и Ulrika (иллюстр. 11) нашли в Армении серию документальных фотографий, документирующих урбанистические последствия землятресений 1988-го года. Их проект "Bävan" использует легенду  и фаунд-футэдж, тиражируя и располагая найденную фотосерию в городских пространствах Лулеи, похожих на армянские фото-сюжеты, перенося происходящее в регион северной Швеции (кстати действительно заполненный бункерными системами, до сих пор ожидающими угрозы советского вторжения через финскую сторону). Один из входов в "советский" бункер в итоге был "найден и откопан" (иллюстр. 12).

Иную рискованную затею предприняла Monika Goetz из Вюрцбурга. Попытка тотального мирового воссоединения в форме смешения флагов всех 196 существующих официальных стран мира в один "World Flag" (иллюстр. 14)… Затея продемонстрировать абсурдность сепаратизма обратилась демонстрацией тотальной абсурдности соединения…

Занимательный будильник смастерили Dominick Talvacchio & Matt Irie из Штатов. Их дигитальные часы "One Clock" в принципе идут верно, но с верностью перемешиваются запланированная сбивчивость. Например, длительность секунды периодически варьируется, но через определённое время снова возвращается к показу правильных данных (иллюстр. 13).

От временных недоразумений к пространственным – Caglar Uzun из Анкары сбивает ритм и функциональность входных лестниц. Его "Stairs" непоследовательно варьируют высоту ступеней, не соответствующих потребностям стандартного посетителя (иллюстр. 7-10).

Большой приз биенале получил проект "Modern woman – a study in a danger" Martinа Sjobergа из Стокгольма. Пятиминутное видео фронтально показывает шириатский забрасывания камнями женщины, гипнотизируя брутальностью акции, звуком падающих камней (иллюстр. 15). Но для автора это не конец истории, а начало. Культурно-религиозные догмы прошлого Martin сопоставляет с современным западным миром, в котором Hillary Clinton получает больше ненавистных посланий относительно её пола, чем Barack Obama относительно цвета кожи… Мein Gott! Сострадание к Hillary?

Россию представила Лена Ковылина новым фильм "Cariage" –  чёрно-белой 9-минутной репликой лестничной сцены из "Броненосца Потёмкин". В главной роли – Лена Ковылина с детской коляской, на high heels и в элегантной шляпе типа Софи Лорен (иллюстр. 16-17).
Apropos Броненосец Потёмкин… В 1929 Сергей Эйзенштейн мечтал поставить марксовский "Капитал", соотнеся его содержание с формой "Ulysses" James Joyce (faits divers, emotionale Konvolute и т.д.), планируя вагнериановски-монументальную работу по подобию одного дня из жизни Leopold'а Bloom'а. 80 лет спустя представитель нового немецкого кинематографа Alexander Kluge пытается отследить и проанализировать идею неосуществлённого монументального плана и возможные варианты его развития (с соучастием Peter Sloterdijkа, Бориса Гройса, Tom Tykwerа и многих других). Издание Suhrkamp Verlag под названием "Nachrichten aus der ideologischen Antike – Marx – Eisenstein – Das Kapital" (иллюстр. 18) состоит из трёх dvd с шестью часами материала, множеством интересной и занимательной информации и размышлений, а также достаточного количества наивных и постановочных представлений. Для поклонников Эйзенштейна, Маркса, James Joyce или Tom Tykwer…
 

В это время в Нижнеавстрийской глубинке, знаменитой своими многочисленными живым художникам посвящёнными музеями, происходило открытие нового – Danielа Spoerri (иллюстр. 19-21). В деревеньке Hadersdorf в 70-ти километрах от Вены с сегодняшнего дня можно посетить реставрированный хозяйственный двор с коллекцией объектов и очередным рестораном Spoerri. Cheers!

2009 @ Lena Lapschina
Marginalien aus Wien # 017
Photos: © Lena Lapschina, Dan Lestander
links:
www.kilenartgroup.org
www.suhrkamp.de
www.spoerri.at


<<Венские заметки Лены Лапшиной #16. 22 мая 2009 года. Breathless.
<<Венские заметки Лены Лапшиной #15. 29 декабря 2008 года.
Наши в городе или две российские выставки в Вене.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #12. 3 октября 2008 года.
Юг Франции & новое Сан-Тропе хорватского побережья.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #11. 24 декабря 2007 года.
Viennale 2007 или прогулки по сегодняшнему и позавчерашнему кинематографу.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #10. 16 октября 2007 года.
Split Film Festival 2007. Diokletian или энергия соц-архитектуры. 

<<Венские заметки Лены Лапшиной #9. 28 мая 2007 года.
Schaurausch в Линце & transPhotographiques в Лилле …

<<Венские заметки Лены Лапшиной #8. 3 апреля 2007 года.
Diagonale в Граце и всё остальное o found footage…

<<Венские заметки Лены Лапшиной #7. 23 января 2007 года.
More or less o современном искусствe…

<<Венские заметки Лены Лапшиной #6. 2 ноября 2006 года.
Lobster or Fame#2 или как-бы приморское Viennale'06.  

<<Венские заметки Лены Лапшиной #5. 12 октября 2006 года.
Lobster or Fame или Сплитский Кинофестиваль и Венский Берлин.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #4. 13 июня 2006 года.
Рынок контра современное искусство или в ожидании party и один дохлый далматинер. 

<<Венские заметки Лены Лапшиной #3. 25 апреля 2006 года.
Бурная неделя времени ViennAfair и вопрос о спорности её успеха.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #2. 27 февраля 2006 года.
Lavastones in your head или современное искусство Исландии.

<<Венские заметки Лены фон Лапшиной #1. 23 января 2006 года.
Современное искусство Европы и дискуссии о его неправильно понятой роли содействия и поддержки политической пропаганды непопулярной идеи Европейского Союза. Неудавшаяся революция. Или очередная попытка Christopha Schlingensiefа поделиться своими внутренними гейзерами.

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO