ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



  В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Венские заметки Лены фон Лапшиной.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #18. 27 октября 2009 года.  Age of the mobile или всем смотреть Sally Potter.

Адриатика ослепляет своими солнцами и огромными беломраморными плитами. После непродолжительного пребывания в новеньких кинотеатрах торгового центра на окраине города, XIV Split Film Festival вернулся обратно к истокам в свежеотреставрированые старые и добрые диоклециановские киноклубы Karaman и Zlatna Vrata (с похрустывающими разноцветными кожаными креслами, каждое из которых посвящено определённому творцу кинематографа).        

Многообешающее начало фестиваля с показом нового фильма Andrzej'а Wajd'ы "Tatarak / Sweet rush (иллюстр. 12) о кратковременном общении на фоне провинциального городка околоинтеллектуальной женщины продвинутого возраста Mart'ы (Krystyna Janda) с молодым и упрощённым Bogus'ом (Paweł Szajda) и вручения нагады за заслуги в области экспериментального некоммерческого кино Sally Potter (режиссёр, писатель, танцор и музыкант - иллюстр. 1, 2) продолжилось вечеринкой с лучшими дарами моря  и завершилось ранним утром в крепости Gripe привезённым из Англии 3D-discoshow (иллюстр. 3).

Несмотря на то, что жюри в качестве лучшего конкурсного фильма выбрало "Bai bai bang / Letters from the death row" Kevin'а Feng Ke, тихо и прочуствованно, без клише и сентиментов, повествующем о бессмысленности жизни и надежды ожидания в отделении смертников китайской тюрьмы (иллюстр. 10), подарком для зрителей безусловно явилось творение Sally Potter "Rage", о котором сложно рассказать в двух словах… На самом деле всё просто. Визуальный ряд - молодой blogger Michelangelo снимает на мобильный телефон перед blue-screenом некомментированную серию фронтальных close-up портретов-интервью представителей бизнеса моды. Семь дней, в течение которых происходит два убийства, четырнадцать персонажей, по большей части остроумные и саркастичные монологи и замечательный актёрский набор (иллюстр. 9). Хороши Simon Abkarian в роли дизайнера моды арабского происхождения Merlinа и David Oyelowo в роли детектива Homer. Замечательны supermodel Lettuce Leaf - Lily Cole и бывший военный фотокорреспондент Frank - Steve Buscemi (!). Бесподобны Patrick J. Adams - придумывающий продажные концепции для духов "М" (… например,  "Miracle" или "Motherfucker"), Dwight Angel, John Leguizamo - bodyguard Jed, Eddie Izzard - мечтающий о карьере в шоу-бизнесе pizza-hot-доставщик индийского происхождения Vijay и Judi Dench - курящая косяки  журналистка Mona Carvelli (!). Ну и конечно Jude Law в роли супермодели Minx… И всё это удовольствие стоило по два дня съёмок на каждого персонажа плюс триста тысяч бюджета. Несмотря на то, что в третьей четверти фильм слегка провисает, "Rage" просто нельзя не смотреть.

Как впрочем в своё время нельзя было пропустить другой фильм Sally Potter - "Orlando", снятый в 1992-ом году по роману à clef Virginii Woolf, который Sally как бонус привезла в Сплит. Tilda Swinton в роли Orlando играет лучшую роль её карьеры. Сюжет романа широко известен - Англия, 1600 год, Elisabeth'а I одаряет дворцом молодого аристократа, но с единственным условием -  Orlando не должен стареть. Через десять лет он встречает роковую русскую принцессу Сашу… От безысходности около 1700-ого года всё ещё молодой Orlando идёт служить послом в Турцию и после жестокостей военных действий однажды просыпается женщиной… Just a different sex… но жизнь значительно усложняется. В викторианскую эпоху, встречая идеального любовника Shelmerdine, указом королевы лишенного всего своего имущества, Orlando представляет само время, антисентиментальные и  иронизированные истории любви и Англии заканчивающиеся в 1992-ом году. Orlando исполнилось 400... "Orlando" просто нельзя не посмотреть.         

Трудно возвращаться к будням. Или другим фильмам. Например "Представление". Проживающий в Германии и ездящий на работу в Россию белорус Сергей Лозница использует документал 50-60-ых годов. Снова вас приветствует архивная пропаганда. И как всегда бесконечно удивляет тот факт, насколько глория славного советского времени до сегодняшнего дня завораживает иноземцев.

"Z32" - израельский фильм "Z32" Avi Mograbi о преступлении и наказании. Бывший солдат (для безопасности скрывающийся за дигитальной маской), участник смертельной карательной акции, дискутирует со своей подругой о своей и чужой вине или невинности (иллюстр. 13).

"El regalo de Pachamama" японского режиссёра Toshifumi Matsushita показывает незатейливую жизнь добывателей соли и их лам в горах Боливии. Очень занимательно и познавательно. Эдакий клуб кинопутешествий и в мире животных.

Спокойная аргентинская исторя "La Rabia / Anger" Albertina Carri о любовном треугольнике в крестьянской глубинке с разделыванием туш, ружьями, садо-мазо, первой детской любви и жертвенности.

На подобную по содержанию тематику снят русско-французски-казахско-немецкий фильм киргизского режиссёра Марата Сарулу. Однако "Песнь южных морей" намного многоплановее, красивее визуально, с хорошим актёрским составом и напоминает лучшие традиции Мосфильма. Для всех проживающих за рубежом россиян (иллюстр. 11).

Короткометражная программа - сильная, так как обширная и многообразная, сторона фестиваля - общей продолжительностью в 385 минут.

Совершенно бессмысленная, но безусловно лучшая шведская четырёхминутка "Nu händer det igen" Gabrielа Watson & Frankа Aschberg, изучающая принципы мужского поведения in very slow motion...

Конкурирует с ней только лента "4" Edouardа Salierа, уже получившая клермонферранский приз. 400 000 различных возможностей из четырёх букв, из которых только одна может быть верной (иллюстр. 5). Содержание и спецэффекты на высшем уровне....

Вообще много технически довольно симпатично сделанных анимаций: немецкий "Mountain-Water-Painting" Christin'ы Bolewski, оживлённые графити в городских пространствах Бадена и покинутых зданиях Буэнос-Айреса "Muto" Blu (иллюстр. 6), военныя события в Иране в форме анимированных с трёхмерными эффектами чёрнобелых фотографий в "Masire sarde khon / Cold Blood" (Amir Mehran).

О бедных и угнетённых сего мира повествуют: "Berries from Brod" голландца Erikа Fusco - о бедном косоварце Erden, перед отъездом на заработки последний раз любующемся скудным горным существованием,  "Asämara" испанцев Jon Garano & Raul Lopez - о борьбе за существование африканских детей, с раннего возраста вынужденных работать за пропитание (иллюстр. 7) и невозможно-бесконечный французский "Vostok" Janа Andersenа в семи епизодах,  персифлирующий достижения советской космической техники (иллюстр. 8).

Короткометражный приз фестиваля достался неплохому семиминутному фильму "Dix" лондонского коллектива Bif (Fabrice Le Nezet, Francois Roisin, Jules Janaud) о фобии как таковой в каждом из нас и невозможности преодоления подобного психосостояния. Marc боится наступать на линию между плитами покрытий и начинает борьбу со странным психозом. Настоящие съёмки перемешиваются дизайном компьютерных игр и так далее....

Раздел new media был полностью посвящён истокам от Nam June Paik. Это первая персональная выставка художника в данном регионе. В основном из немецких коллекций.

Среди лекторов-собеседников программу Mediadesk Хорватии представила Martina Petrovic из Загреба.  Взамен несостоявшейся в клубе Ghetto презентации "no selection" шведский член жюри и документалист Terje Carlsson (иллюстр. 2) осваивал профессию диджея, а голландский фестиваль Impact прислал Miguel Escobar Varela из Утрехта (иллюстр. 4), рассуждавшего о роли фестивалей как таковых и what to be done для их всемерного улучшения.

2009 @ Lena Lapschina
Marginalien aus Wien # 018
Photos: © Lena Lapschina, Split Film Festival, Sally Potter


<<Венские заметки Лены Лапшиной #17. 13 августа 2009 года.
Полярный круг или от заката до рассвета.
<<Венские заметки Лены Лапшиной #16. 22 мая 2009 года.
Breathless.
<<Венские заметки Лены Лапшиной #15. 29 декабря 2008 года.
Наши в городе или две российские выставки в Вене.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #12. 3 октября 2008 года.
Юг Франции & новое Сан-Тропе хорватского побережья.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #11. 24 декабря 2007 года.
Viennale 2007 или прогулки по сегодняшнему и позавчерашнему кинематографу.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #10. 16 октября 2007 года.
Split Film Festival 2007. Diokletian или энергия соц-архитектуры. 

<<Венские заметки Лены Лапшиной #9. 28 мая 2007 года.
Schaurausch в Линце & transPhotographiques в Лилле …

<<Венские заметки Лены Лапшиной #8. 3 апреля 2007 года.
Diagonale в Граце и всё остальное o found footage…

<<Венские заметки Лены Лапшиной #7. 23 января 2007 года.
More or less o современном искусствe…

<<Венские заметки Лены Лапшиной #6. 2 ноября 2006 года.
Lobster or Fame#2 или как-бы приморское Viennale'06.  

<<Венские заметки Лены Лапшиной #5. 12 октября 2006 года.
Lobster or Fame или Сплитский Кинофестиваль и Венский Берлин.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #4. 13 июня 2006 года.
Рынок контра современное искусство или в ожидании party и один дохлый далматинер. 

<<Венские заметки Лены Лапшиной #3. 25 апреля 2006 года.
Бурная неделя времени ViennAfair и вопрос о спорности её успеха.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #2. 27 февраля 2006 года.
Lavastones in your head или современное искусство Исландии.

<<Венские заметки Лены фон Лапшиной #1. 23 января 2006 года.
Современное искусство Европы и дискуссии о его неправильно понятой роли содействия и поддержки политической пропаганды непопулярной идеи Европейского Союза. Неудавшаяся революция. Или очередная попытка Christopha Schlingensiefа поделиться своими внутренними гейзерами.

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO