ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



  В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Венские заметки Лены фон Лапшиной.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #27. 28 февраля 2011 года. Дюссельдорф и Вена>
 
После просмотра последней дюссельдорфской Quadriennale в качестве положительных моментов мероприятия в целом в памяти зависают две выставки, не считая конечно презентационных комнат современных художников в реконструированном здании К21 на пруду.

Одна из выставок расположена на набережной Рейна, неподалёку от модного райончика "медиального портового квартала" со зданиями Гери (иллюстр. 1), приличным баром "Лидо" и небольшой экспозиционной площадки Kai10 (инсталляция Rémy Markowitsch - иллюстр. 2), и занимает любопытное пространственно трубы-туннеля бывшего подземного перехода - а ныне помещения выставочного зала Kunst im Tunnel - он же KIT. Высота зала KIT с одной стороны трубы сходит практически на нет, что побуждает каждого посетителя опробовать тактильное соотношения собственной головы и потолка помещения (иллюстр. 5). Кроме предоставления возможности пространственного экспериментирования, KIT, под кураторским руководством Gertrud Peters, представляет на Quadriennale экспозицию Björnа Dahlemа "Celestial theory I – the Milky Way".
Björn Dahlem попытается выстроить в интерьере с раскидаными пенопластовыми островами, рифами и витринами с мистически-причудливыми "научными" объектами космического происхождения (иллюстр. 6) систему, напоминающую о дальних галактиках. При детальном рассмотрении космических объектов радуют и греют душу землянина компоненты их составляющие: хрустальные вазочки, стекляные люстрочки, обломки бытовой техники и прочие банальные и до боли знакомые вещицы, срастающиеся в непонятные никому не нужные и неопозноваемые объекты (следующее приземление которых запланировано в Kunsthalle Wien).
Безусловно слегка наивные, но очень симпатичные творения "Milky Way", а также архитектурно-необычное 888-квадратметровое пространство Kunst im Tunnel смотреть стоит.

По другую левую сторону Рейна, слегка в стороне от городского центра, расположена вторая запоминающаяся выставка дюссельдорфской Quadriennale. Постиндустриальное здание, в котором разместилась четвёртая по счёту экспозиция Julia Stoschek Collection, и вдобавку квартирный домик Юлии, которая живёт на крыше (иллюстр. 3) - объект, который непременно стоит посетить. Во-первых - как один из немногочисленных представителей редковстречающейся особи "видео-коллекции" и во-вторых - как одну из редких возможностей просмотреть практически все существующие 8мм-ые фильмы Derekа Jarmanа в котексте экспозиции "Number Four: Derek Jarman - Super8" под кураторским надзором от Philipp Fürnkäs. Derek Jarman - британский художник 1942-го года рождения, сценарист, режиссёр и сопутник таких фигур как Тилда Свинтон, более известен широкой публике своими полноформатными фильмами и менее - творениями Super8, отснятыми в период с 1978-го до смерти Дерека в 1994-ом году. Сверхперсонализированные ленты, по утверждению автора - cinema of small gestures, крутятся вокруг и около темы искусства и достаточно символичны и автобиографичны. Открытое пространство второго этажа здания заполнено 11-ю проекциями, тонущими в ритуальных мистификациях и странных ландшафтах, такие как серия "Art of Mirrors I-III" (на любителя). Просмотр "Number Four: Derek Jarman - Super8" завершается в небольшом и уютном кинозале в подвале здания финальной работой Дерека в синей елегии 1993-го года “Blue”. Но самым интересным остаётся первый этаж с 12-ю дигитализированными фильмами, повествующими о субкультурном окружении автора и разбросанными по большим и меньшим перетекающим помещениям зала (иллюстр. 4).
Небольшой недостаток - запланированное посещение нужно заранее обговорить с ответственными лицами (позвоните Филипу и скажите, что вы от меня:-), а также продолжительные временные затраты, вызванные просмотром хотя-бы половины предлагаемого материала.

Обратно в Вене.

На презентации бесконечного долгостроя, меняющего структуру исторического здания на территории швейцарского парка "20haus" - результат гиперактивной деятельности директора Österreichische Galerie Belvedere Agnes Husslein-Arco (опередившей по ряду маркентинговых стратегий даже таких бесстыдных рекламистов, как шеф Альбертины Klaus Albrecht Schröder). Куратор Alfred Weidinger (иллюстр. 8) проводит экскурсию по новой и ищущей спонсоров бельведоровской башне с работой Marco Lulica "Museum of revolution" на крыше (иллюстр. 7). Руководство Бельведера, параллельно с наполеоновскими планами развития около Южного вокзала художественного района включая запланированное перемещение временного берлинского кунстхалле на соседствующую территорию швейцарского парка (происходящее не без вмешательства Francesca Habsburg), как перчатки меняет своих кураторов современного искусства (наверное чаще чем Пинчук директоров). Свеженькое пополнение: Cosima Rainer, Bettina Steinbrügge, Juliane Feldhoffer. Отслужившие лица: Eva Maria Stadler, Ruediger Andorfer и Stefan Bidner, координирующий новую и очень независимую организацию от искусства Wiener Art Foundation.
В это время в здании исторического верхнего Бельведера представлен на удивление безобидный проект скандальной группы Gelitin, который всем посетителям хотелось лизнуть (иллюстр. 9).
В это время в венском музее MAK происходит полная сумятица. Стало известно, что всемогущий директор Peter Noever внезапно отказался от своей 26-летней должности, не дождавшись 10 месяцев до истечения контракта. По городу ходят слухи - новым директором может стать Christoph Thun-Hohenstein (в прошлом директор модного австрийского института культуры в Нью-Йорке и ныне глава венской организации Departure) или Verena Formanek из Швейцарии/Абудаби или Lili Hollein или документовские/маямские Roger M. Buergel/Ruth Noack или Barbara Steiner из галереи Лейпцига или Elisabeth Schweeger из Ганновера или Thomas Geisler… Но слухам, как известно, доверять не следует. И пока, по официальной версии - временно - зтот пост занимает Martina Kandeler-Fritsch, что в принципе и соответствует актуальной тенденции министерства раздавать ответственные муэейные места женскому населению страны или ближнего зарубежья.
Во всяком случае МАК и Peter Noever всё ещё планируют провести последний бой в московском музее имени Щусева выставкой "Давай!".

В это время в большом зале MAKа Eva Schlegel, одновременно являясь актуальным куратором австрийского павильона в Венеции, представляет свою последнюю при Нёвере персональную выставку. Лучшая работа в экспозиции "In Between" под кураторством Bettina M. Busse - кинематический триптих "I could fly" (иллюстр. 10), состоящая из трёх ротирующих самолётных пропеллеров, на эфемерную поверхность которых проецируются персоны в состоянии свободного падения и их попытки зафиксировать и насладиться этим моментом невесомости. Вдобавку к новым объектам с их моторо-звучанием и мощью турбин, Eva показывает скульптурные объекты из метеорологических баллонов и самые типичные для её творчества фотосерии "расплывчатых женских портретов" начала века, а также, встроенный в большой зал МАКа, порнографический кабинет конца прошлого века.
Для австрийского участия в Biennale di Venezia Ева Шлегель уже отобрала звезду из галереи Георга Каргла - зальцбургца Markusа Schinwaldа…
 

В это время в венской галерее Artpoint Лена Ковылина (MAKовская художница в прошлом) представляла новую видеоработу в контексте экспозиции "I Advocate Feminism", курируемой румынской специалисткой в этой области и частым посетителем Вены - Olivia Nitis. В новом 5-минутном фильме Лена Ковылина - вся в белом, на шпильках, на ослике, на фоне торгово-идустриального подмосковья и с красным сочным гранатом (иллюстр. 14). В чём-то соотносится с её чёрно-белой интерпретацией "Потёмкинской лестницы", созданной ранее для Швеции…
В это время немецкий куратор Raimar Stange представил свою очередную по заказу Kunstraum NÖ выставку "Nach Demokratie". Среди прочих объектов, доступно приближающих нам аспекты постдемократических феноменов: рисунки Dan Perjovschi и Rirkrit Tiravanija, живопись на прозрачной плёнке ванных занавесок Anna Meyer и фото-шрифт Oliver Ressler "to big to fail" (иллюстр. 11)…
В это время проживающая в Вене американская художница Lisa Ruyter, освятила свою очередную галерею в центре (неподалёку от городского парка) видео-экспозицией "Filmworks". В пяти помещениях галереи Herwig Weiser показывает: четыре 16mm-ых и двенадцать 8mm-ых чёрно-белых немых старомодных фильма и 2 звуковые инсталляции… Смотреть можно.

В отличие от музейных, жизнь венских театральных директоров на данный момент протекает спокойно…
Сравнение двух премьер: "Der Parasit" в Burgtheater контра "Ausgehen" в Garage X.
Burgtheater и его новый директор Matthias Hartmann, выступающий в роли режиссёра "Паразита" - по мотивам Фридриха Шиллера - по мотивам Луиса-Бенуа Пикара. Сюжет известен, актёрский ансамбль хорош, что типично для Бургтеатра (Michael Maertens в роли неистребимого супербюрократа Selicour и его бедный родственник из провинции в исполнении Dirk Nocker - иллюстр. 15), дизайнерский минимализм декорации сцены от Johannes Schütz впечатляюще функционален, что типично для Бургтеатра… Но самым интересным моментами данной премьеры являются пролог Matthiasа Hartmannа с завершающим свежепридуманным анекдотом и окончание постановки, а точнее - четыре окончания. Hartmann предлагает на выбор четыре варианта happy- или unhappyend (что-то подобное принципу Томаса Тыквера в "Lola rennt").
В общем и целом - вечер удался.

Другую венскую премьеру "Ausgehen" на малой сцене Garage X можно отнести скорее к художественной-экспериментальной категории. Постановка Selmы Abdic по пьесе Barbi Markovic, базирующейся в свою очередь на работе „Gehen“ одного из значительнейших австрийских авторов 20-го века Thomasа Bernhardа. Barbi Markovic замешивает из „Gehen“ (=идти) своего рода ремикс, результатом которого и является „Ausgehen“ (Izlaženje =выходить или развлекаться). В то время как „Gehen“ описывает саркастические Бернхардовские прогулки по мизантропии нестерпимой им Вены - „Ausgehen“ перемещает своё действие в ночные клубы послевоенного Белграда с его наркотиками, диджеями, сленгом и субкультурной модой молодого сербского поколения. Режиссёр Selma Abdic использует результат данного Markovic-Bernhard-ремикса-замешения в качестве исходного пункта для часового перформанса, состоящего из наслоений монологовых тирад ненависти и странной хореографии передвижения по сцене для трёх актрис, двух телевизоров, одной видеопроекции и диджейского сопровождения с участием сербско-австрийской группы, состоящей из славящейся своими перформансами художницы Ana Hoffner, актрис Vivien Löschner и Jaschka Lämmert (иллюстр. 12), а также радио-диджея Fritz Ostermayer.
…несмотря на скуку и безвкусие, царящие в белградских клубах, три подруги ведут наезженный стиль жизни… во время Plastikman-концерта одна из них - Бояна - после неожиданного нервного срыва внезапно прекращает своё клубное существование, навеки замирая на диване перед экраном телевизора… в то время как две, оставшиеся верными клубной жизни подруги, бесконечно реконструируют события рокового вечера, пытаясь найти логичное объяснение поведению Бояны и подтверждение наличия существования внеклубовой жизни… "если до того, как Бояна бросила ходить по клубам, я тусовалась с Милицей только по субботам, то теперь, после того, как Бояна бросила ходить по клубам, я тусуюсь с Милицей и по воскресеньям…"
Замечательно уплотнённые текстовые композиции пьесы и владение скудным пространством сцены, замешанное на использовании элементов комикса, фотографии, живой электронно-музыкальной аранжировки и беспорядочной хореографии постоянного переодевания, выстраивают иллюзию ночной клубной жизни и всех её ломок…
Истиное наслаждение - наблюдать формы взаимовлияния речи и жеста в контексте спектакля!

PS: Фильм "torinói ló" (The Turin Horse) получил большой приз берлинальского жюри… Это подтверждает то, что несмотря на политически-корректное агирование киноспециалисты пока ещё ценят истиный артхаус… Viva Bela Tarr!

2011 @ Lena Lapschina
Marginalien aus Wien # 027
Photos: © Lena Lapschina, MAK Wien, Burgtheater Wien, Jan Zitschka>


Венские заметки Лены Лапшиной #26.  Двухнедельный киновирус и практические просмотровые советы из него проистекающие>
Венские заметки Лены Лапшиной #25.  Dresden _ Split _ Antwerpen>
<<Венские заметки Лены Лапшиной #24. 23 апреля 2010 года. 
Philotas
и призраки/ или театр как у себя в гостиной>
<<Венские заметки Лены Лапшиной #23. 12 апреля 2010 года. 
смоук он зе уотер / или Маастрихт на реке Маас, часть четвертая и последняя>
<<Венские заметки Лены Лапшиной #22. 23 марта 2010 года. 
смоук он зе уотер, часть третья/ или Маастрихт на реке Маас>
<<Венские заметки Лены Лапшиной #21. 9 марта 2010 года. 
смоук он зе уотер, часть вторая / или Маастрихт на реке Маас>
<<Венские заметки Лены Лапшиной #20. 1 марта 2010 года. 
смоук он зе уотер, часть первая / или Маастрихт на реке Маас>

<<Венские заметки Лены Лапшиной #19. 12 января 2010 года. 
Tu felix Austria>
<<Венские заметки Лены Лапшиной #18. 27 октября 2009 года. 
Age of the mobile или всем смотреть Sally Potter.
<<Венские заметки Лены Лапшиной #17. 13 августа 2009 года.
Полярный круг или от заката до рассвета.
<<Венские заметки Лены Лапшиной #16. 22 мая 2009 года.
Breathless.
<<Венские заметки Лены Лапшиной #15. 29 декабря 2008 года.
Наши в городе или две российские выставки в Вене.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #12. 3 октября 2008 года.
Юг Франции & новое Сан-Тропе хорватского побережья.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #11. 24 декабря 2007 года.
Viennale 2007 или прогулки по сегодняшнему и позавчерашнему кинематографу.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #10. 16 октября 2007 года.
Split Film Festival 2007. Diokletian или энергия соц-архитектуры. 

<<Венские заметки Лены Лапшиной #9. 28 мая 2007 года.
Schaurausch в Линце & transPhotographiques в Лилле …

<<Венские заметки Лены Лапшиной #8. 3 апреля 2007 года.
Diagonale в Граце и всё остальное o found footage…

<<Венские заметки Лены Лапшиной #7. 23 января 2007 года.
More or less o современном искусствe…

<<Венские заметки Лены Лапшиной #6. 2 ноября 2006 года.
Lobster or Fame#2 или как-бы приморское Viennale'06.  

<<Венские заметки Лены Лапшиной #5. 12 октября 2006 года.
Lobster or Fame или Сплитский Кинофестиваль и Венский Берлин.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #4. 13 июня 2006 года.
Рынок контра современное искусство или в ожидании party и один дохлый далматинер. 

<<Венские заметки Лены Лапшиной #3. 25 апреля 2006 года.
Бурная неделя времени ViennAfair и вопрос о спорности её успеха.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #2. 27 февраля 2006 года.
Lavastones in your head или современное искусство Исландии.

<<Венские заметки Лены фон Лапшиной #1. 23 января 2006 года.
Современное искусство Европы и дискуссии о его неправильно понятой роли содействия и поддержки политической пропаганды непопулярной идеи Европейского Союза. Неудавшаяся революция. Или очередная попытка Christopha Schlingensiefа поделиться своими внутренними гейзерами.

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO